Обострившиеся споры вокруг вступления Украины в ассоциацию с Евросоюзом заставляют нас обратиться к проблеме европейского пути развития, смыслу этой дефиниции и ее пониманию в разных странах.
Если проанализировать статьи и аналитические материалы, публикуемые сейчас в западноевропейских и американских масс-медиа, то складывается устойчивое мнение, что Украина выбирает ныне между добром и злом, цивилизованностью и варварством, главенством закона и полным беззаконием. Заголовки западных изданий достаточно точно отражают их содержательную часть – «Вашингтон пост»: «Уступить большому кнуту России»; «Индепендент»: «Отрезана от ЕС, подкошена коррупцией»; «Нью-Йорк Таймс»: «Украина идет на попятную». И далее в таком же духе.
Потоки грязи, проливаемые на Россию и Путина, превышают всякие разумные пределы, не говоря уже о такте и простой воспитанности. Такая гипертрофированная реакция западных СМИ свидетельствует о нечто гораздо большем, нежели простом дипломатическом и политическом поражении. Озлобленность и остервенение, с которым «цивилизованные» европейцы и американцы нападают на Россию, показывают их идеологическую и духовную слабость, которая прорывается в необоснованных претензиях к нашей стране, в оказываемом давлении и экономическом шантаже.
Руководство Евросоюза и США ужасно раздражает тот факт, что далеко не все украинцы с восторгом принимают идею о вступлении Украины в «клуб цивилизованных стран». Особенно усердствуют бывшие коллеги по соцлагерю и республики Прибалтики: как же так, мы уже вступили, подрастеряли свою культуру, промышленность, идентичность, — а вы не хотите повторить наш светлый путь?
Ведь путь в единую Европу – это движение по пути прогресса, приоритет закона, уважение к правам человека. Вы ведь славяне, люди второго сорта, должны понимать, что вам делается большое одолжение, когда приоткрывается дверь в Европу. Вы должны с радостью и восторгом воспользоваться этой редкой возможностью, а вы еще торгуетесь, требуя инвестиций и смягчения условий по кредитам МВФ.
Не правда ли, риторика похожа на ту, которую проповедовали европейские фашисты Италии, Испании, Германии? Естественно, в смягченном, завуалированном варианте. На некоторые слабые умы в Украине и других бывших странах СССР эта аргументация действует безотказно. Действительно – думают не слишком обеспеченные люди из переходных экономик, — мы не такие продвинутые и цивилизованные, как эти ребята из Евросоюза. Вот вступим и мы в общий рынок, отменим таможенные границы — и сразу заживем по-европейски!
Надо сказать, что турки тоже так думали в течение многих лет. Потом их мнение стало меняться в сторону осознания силы своей нации и национальной идентичности. Теперь, когда экономическое положение Турции значительно улучшилось, а политическое влияние усилилось, о Евросоюзе турки вспоминают все реже. А если и вспоминают, то с негативным оттенком.
Если сжать идеологию и ценности Евросоюза до нескольких строк, то это объединение предлагает всем будущим членам ущербные ценности «быть как все», «не высовываться», «вместе отражать опасность внешней агрессии», «жертвовать политической и экономической свободой в обмен на стабильность и помощь в случае необходимости». О ценностях однополой любви говорить не будем.
Если заглянуть на полтора-два десятилетия вперед, мы отчетливо увидим, что Евросоюз будет быстро утрачивать политическое и экономическое влияние в недалекой перспективе. ЕС стареет, утрачивает динамичность, перегружен социальными обязательствами и внутренними противоречиями. Это особенно остро ощутили страны Южной Европы в период экономического кризиса 2008-2010 годов. Причем опасность будущих дефолтов не исчезла, а лишь на время снизилась.
Более перспективные страны – это Иран, Турция, Индия, Китай, Вьетнам, ЮАР. Это отмечают американские стратеги из национального разведывательного центра NIC. Те же государства, которые желают быстро приобщиться к богатству Европы, ставят не на тех лошадей. Вместо будущего благосостояния они получат ворох проблем в виде высокой безработицы, утраты промышленного потенциала, потери национальной гордости и идентичности.
Что же касается такой «европейской» ценности, как верховенство права и обуздание коррупции, то не стоит искать всего этого за рубежом. Опыт Сингапура, в котором процветала преступность и коррупция, который смог быстро задавить это гнусное явление, свидетельствует о «неевропейских» рецептах борьбы с данным феноменом.
На самом деле, нет никаких особых «европейских ценностей», которые были бы неизвестны в других странах мира. А вот что касается двуличия, выворачивания кривды правдой, применения двойных стандартов – этим европейские лидеры действительно владеют в совершенстве.