Разум и мышление представляют собой одну из фундаментальных загадок природы. До настоящего времени науке достоверно неизвестно, как работает мозг человека и животных, что такое сознание, индивидуальное и коллективное мышление, возможно ли конструирование искусственного интеллекта (мышления), имеется ли на просторах Вселенной другие формы разума и мышления, отличного от человеческого. Эти и многие другие вопросы, связанные с мышлением, имеют колоссальное теоретическое и практическое значение. В связи с этим учёные и философы во всём мире интенсивно работают над данной проблематикой, каждый в своей профессиональной области мало-помалу продвигаясь вперёд. Мышление является объектом исследования для генетиков и биохимиков, психологов и психиатров, математиков и кибернетиков, философов и гуманитариев. Большое внимание мышлению уделяет церковь, СМИ, система здравоохранения, образования и воспитания.
Что же такое мышление и почему такое огромное внимание ему уделяется в науке, медицине, бизнесе, политике, информационных войнах? Коротко попытаемся ответить на эти вопросы. Начнём с определения: мышление – это высшая форма отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческой генерации новых идей, в прогнозировании будущих событий.
Начиная с самых ранних этапов человеческой цивилизации люди поняли, что концентрированным субстратом мышления является головной мозг; и если без конечностей животные и люди выживали, то без головы любой индивид гарантированно погибал. Из этого простого наблюдения был сделан вывод, что источником мышления является высокоразвитый головной мозг, который является вместилищем всех прошлых достижений цивилизации – материальной и духовной культуры, языка, письменности, счёта. Поскольку с возрастом человек накапливал опыт и знания, становился более мудрым и знающим, у древних философов стало формироваться убеждение, что мозг и мышление являются главным инструментом познания. В древнегреческой философии мышление впервые становится предметом изучения у Парменида, который рассматривал его как способ познания, приводящий к истине (в отличие от чувственного восприятия, приводящего к мнению). Демокрит, говоривший об атомном строении всех вещей, утверждал, что понять их атомарное устройство можно лишь с помощью мышления. А знаменитый Сократ считал, что познать истину можно только с помощью речи, мышления и живого общения.
В дальнейшем философы и учёные продолжали развивать и дополнять теорию мышления. Не остановился этот процесс и сейчас. Скажем более, проблема мышления и его изменения приобретает ныне приоритетный характер. Политики всячески пытаются воздействовать в нужном направлении на мышление избирателей. Государство активизирует предпринимательское мышление, подвигая граждан на самостоятельное занятие бизнесом, увеличение личного благосостояния и создание новых рабочих мест. Фармацевты и социальные психологи предлагают различные средства для преодоления негативного мышления, уныния и стрессов, справедливо полагая, что лишь позитивное мышление приводит к хорошему персональному и общественному здоровью. Психиатры и психотерапевты борются с расстройствами мышления, фобиями и шизофренией. Иностранные государства ведут информационные войны, пытаясь изменить мышление населения в благоприятном для себя русле.
Непосредственно с мышлением связана и деятельность людей – их моральные ценности, предпочтения, выбор профессии, способа заработка, поведения в быту, семье, на производстве и в учёбе. Иными словами, первичным фактором оказывается мышление, а вторичным – деятельность, под которой понимается форма активного отношения к окружающему миру, то, что человек делает в повседневной жизни.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Следовательно, необходимой предпосылкой деятельности является её осознанность. Деятельность является движущей силой развития общества, основой его благосостояния и совершенствования.
Категория «деятельность» очень многогранная и разносторонняя. Для удобства анализа её принято классифицировать по видам и типам деятельности.
Взглянув на окружающее нас общество, мы можем увидеть, что кто-то трудится, кто-то отдыхает, занимается спортом, участвует в митингах или увлекается творчеством. Отсюда следует следующее подразделение по типам деятельности:
— трудовая, направленная на заработок и моральное удовлетворение;
— развлекательная, связанная с игрой, фантазией, соперничеством, общением;
— обучение, — деятельность, направленная на пополнение багажа знаний, приобретения новых умений, навыков;
— политическая, связанная с участием в делах государства, протестной активностью, выборами и т.п.;
— социальная (в том числе волонтёрская), направленная на улучшение работы социальных институтов, соцобеспечения, оказания помощи престарелым, инвалидам, детям, малоимущим.
Принято выделять также следующие виды деятельности:
— индивидуальную и коллективную;
— инновационную;
— творческую;
— подрывную и незаконную;
— террористическую и аморальную.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Истина, её относительность. Критерии истины
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Инфляция: причины и последствия
Источники финансирования бизнеса
Постоянные и переменные затраты
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития