В современном обществе значение знаний неуклонно растёт. За счёт получения новых знаний и сконструированных на их основе технологий правительства во всём мире наращивают обороноспособность, обеспечивают безопасность, поднимают благосостояние граждан, борются со старостью и болезнями. Знания и инновации, выходящие из лона науки, корпоративного сектора и общества, были и продолжают оставаться движущей силой прогресса и экономики. Ныне даже появился и закрепился в употреблении термин «экономика знаний», под которым понимается такой тип хозяйственной системы, которая не повторяла бы ошибок прошлых моделей, и обеспечивала бы устойчивый рост благосостояния всему населению государства.
Что же такое знания и какова их роль в развитии человеческой цивилизации? Знание – это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание принято подразделять на отдельные виды, чтобы удобнее было производить классификацию и проникать в суть познавательных процессов. В античности систематизацию знания стали осуществлять Платон и Аристотель, подразделявшие действительно сущее («мир по истине») сфере чувств, явлений («миру по мнению»). Лишь в «мире по истине» возможно знание – считали философы, изменяющийся же эмоциональный и чувственный мир, с частными мнениями и верованиями – это субъективное восприятие индивида, к знанию данную область отнести нельзя. Тем самым Платон и Аристотель провели некий водораздел между мифологическим мировоззрением и научным знанием, отделяя мир богов, мифов, искусства, представлений, предрассудков от того, что носит объективный, непреходящий характер.
Вопрос о том, может ли человек достигнуть полного и достоверного знания, являющегося абсолютной истиной на все времена, оставался и продолжает оставаться основным вопросом гносеологии. Одни учёные и философы считают, что конечное или абсолютное знание в принципе недостижимо, другие полагают, что такое в той или иной форме возможно. Пока окончательного ответа нет и вряд ли он будет дан в обозримом периоде времени. Несмотря на то, что современная наука делает сейчас семимильные шаги в части освоения непознанного и пополнения багажа мировых знаний, исследователи постоянно сталкиваются с тем, что новое знание открывает невиданные ранее горизонты неведомого, которые существенно расширяют поле исследований, фактов, теорий и гипотез. Старое знание либо отвергается вовсе, либо дополняется инновационными доктринами, уточняющими то, что мы знали ранее. Так, в начале ХХ века физики считали, что в достаточной степени изучили строение вещества, законы движения и преобразования энергии. Однако скромный патентный служащий по имени Альберт Эйнштейн, разработавший теорию относительности, совершил революцию в физике, открыв горизонты для квантовой механики, слабых взаимодействий, космологии и космогонии. Открытия Эйнштейна не отменили ньютоновскую механику, но вывели знания о пространстве, времени и веществе на качественно иной уровень.
Само по себе знание носит нейтральный характер, если не применять к нему различных оценочных мнений. Однако в повседневной жизни люди обычно делят знания на полезные и вредные. К полезным обычно относят знания из арсенала естественных и гуманитарных наук, литературы, культуры, иностранных языков. Вредными считаются знания об изготовлении и потреблении наркотических средств, о составе и технологиях сборки взрывных устройств, приёмах вскрытия систем безопасности, об организации хакерских атак, о способах и формах суицида, психологического воздействия на людей.
Но дело здесь не в самих знаниях, а в человеке, в его моральном облике, намерениях, совести, мировоззрении. Ведь достижения человеческого разума, знания, можно использовать как на благо общества, так и во вред ему. Освоение атомной энергии принесло человечеству не только дешёвую электрическую и тепловую энергию, но и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Развитие химии привело не только к созданию пластмасс и эффективных минеральных удобрений, но и отравляющих газов типа иприта или зомана.
В настоящее время практически во всех странах мира осознаётся польза знаний, которые получают граждане того или иного государства. В связи с этим повсеместно вводится обязательная система школьного образования. Но не только через школу человек получает знания, он их вбирает из повседневной жизни, в процессе выполнения работы или общения с другими людьми. Однако такое эмпирическое знание обычно бывает неполным, однобоким. Поэтому важно и систематизированное знание, которое даётся в школах и других учебных заведениях.
Как правило, процесс получения и усвоения новых знаний довольно протяжённый во времени – в средней школе современные молодые люди учатся 10-11 лет. В связи с этим возникает вопрос, а нельзя ли ускорить процесс передачи знаний во много раз? Может быть, это возможно – подобно тому, как мы перекачиваем данные на флэшку, мгновенно или очень быстро передавать знания ученикам с помощью новых технологий? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Пока такие технологии лишь осваиваются. Не исключено, что в будущем мы будем легко дополнять наши знания внешними накопителями, в том числе через беспроводные технологии. И тогда все накопленные человечеством знания станут доступными каждому индивиду. Невежество и незнание станет редким явлением.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Истина, её относительность. Критерии истины
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Инфляция: причины и последствия
Источники финансирования бизнеса
Постоянные и переменные затраты
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития