Все рынки сексуальных услуг и их инфраструктура нацелены на удовлетворение полового влечения, которое является одной из сильнейших потребностей человека. А спрос всегда порождает предложение. Поэтому торговля человеческим телом является одной из древнейших профессий.
Женская и мужская проституция (от лат. prostitution – плата за разврат) были весьма широко распространены в античной Греции, Риме и во всех древневосточных культурах. В отличие от Востока, храмовая проституция имела место только в храме Афродиты в Коринфе. В Афинах учреждение домов терпимости произошло при Солоне. Государством были установлены твердые цены, а разрешение заниматься этим ремеслом было поставлено в зависимость от уплаты налога. Таким образом, уже на самых ранних этапах развития человеческой цивилизации появляются теневые рынки секс-услуг; люди занимавшиеся проституцией без уплаты налогов государству, считались преступниками и подвергались наказаниям.
В дальнейшем рынки сексуальных услуг развивались по двум основным направлениям: в одних странах публичные дома были разрешены официально при тех или иных ограничениях, в других – как, например, в СССР, такая возможность даже не обсуждалась законодателями, по причине аморальности и недопустимости существования данного ремесла.
Однако, несмотря на все меры борьбы с мужской и женской проституцией, она успешно существовала и продолжает существовать по сей день практически повсеместно. При этом государство, при наложении прямых запретов на этот бизнес, теряет существенные налоговые поступления.
Конечно, не все измеряется деньгами. Мораль и нравственность может быть гораздо дороже. Однако это лишь общие мнения, которые никак не меняют положение на теневых рынках секс-услуг. Даже при самых жестких запретах эти живучие образования продолжают функционировать, продуцируя все те же проблемы, которые известны со времен ликвидации Содома и Гоморры.
Чтобы понять ситуацию и оценить данный рынок как налоговый ресурс, следует проанализировать его состав, структуру, риски и интересы участников (см. рис.1).
Наиболее многочисленной группой людей, занимающихся предоставлением секс-услуг на возмездной основе, являются «единоличные предприниматели». Здесь имеется своя сегментация и иерархия рынка – начиная от сегмента «Элит» и «Премиум», переходящих далее в категорию «Масс-маркет» и «Эконом-класс».
Потенциал для налогообложения сегментов «Элит» и «Премиум» практически нулевой, так как мужчины и женщины, работающие здесь, подыскивают себе партнеров из весьма состоятельных слоев общества. Частые и беспорядочные связи в этом сегменте редки, а операторы теневого рынка широкой публике больше известны под названиями «любовница», «альфонс» или «элитная проститутка». Подношения в виде подарков и денежных сумм своих патронов «новые гетеры» и «альфонсы», находящиеся на содержании, оплачивают сексуальными услугами. Часто при этом оговаривается, что никаких иных половых партнеров у лиц, находящихся на содержании, быть не должно – как из соображений ревности, так и безопасности.
Очевидно, что афишировать свои взаимоотношения не желает ни одна из сторон, пока выполняются принятые на себя обязательства. Поэтому заставить платить налоги лиц, находящихся на содержании, дело практически безнадежное.
Другим, более заметным и многочисленным сегментом теневого рынка сексуальных услуг, являются люди, работающие в сегментах «Масс-маркет» и «Эконом». На этом участке рынка ситуация мало похожая на элитный сегмент. Здесь за разовую услугу «единоличные предприниматели» получают значительно меньшее вознаграждение, тем более, что последующие связи могут и не возобновляться.
С точки зрения маркетинга и риск-менеджмента ситуация в массовом сегменте теневого рынка приобретает иное звучание. Во-первых, непостоянство связей вынуждает секс-рифтеров искать возможностей нового притока клиентов средствами рекламы или через посредников. Во-вторых, случайно привлеченные клиенты могут оказаться преступниками или сумасшедшими, что требует привлечения охранников или телохранителей. В-третьих, опасность заражения венерическими заболеваниями или СПИДом значительно возрастает. И, наконец, в-четвертых, в случае болезни или получения увечья, участник рынка секс-услуг лишается источника дохода при отсутствии всяких социальных гарантий.
В определенной мере снизить риски удается с помощью объединения проституток в юридические лица, действующие в рамках закона (там, где это допускает национальное законодательство). Тогда и защита участников секс-индустрии, и регулярные медицинские осмотры, и охранные услуги, и системы страхования действуют на легальной основе. Естественно, что данные юридические лица выплачивают необходимые налоги.
Однако здесь имеется не только законодательный, но и моральный аспект. Так, в современной России, численность участников секс-индустрии оценивается в 2-3 млн. человек. Однако желание легализоваться под эгидой частного предпринимателя, профсоюза или юридического лица вряд ли захотят и 10% от данной численности. Причина тому – существующее общественное мнение. Поэтому решение законодателей, отменяющих ныне существующую в российской практике административную ответственность, не решит полностью проблему уплаты налогов.
Здесь уместно применение опыта немецких фискальных органов, установивших для «жриц любви» специальные налоговые терминалы. Через них можно заплатить причитающиеся налоги, не привлекая к себе повышенного внимания. Через терминал оплачивается 6 евро – во столько власти Бонна оценили налог за ночь работы проститутки. Имея на руках талон, женщина не может быть оштрафована или иным образом наказана.
Российская практика такова – работники полиции периодически делают рейды по местам скопления женщин легкого поведения, делая «контрольные закупки» и составляя административные протоколы. Однако эта тактика не приносил значительных успехов в искоренении данного явления. При этом государство так и не получает своей доли в виде налоговых поступлений.
Сфера теневого рынка секс-услуг перечисленными сегментами не ограничивается. Сейчас в ходу такое направление, как «секс по телефону» или «секс в Интернете» (выход на порносайты).
С взиманием налогов с этих долей теневого рынка дело также обстоит не лучшим образом. Государство явно упускает возможность получать определенную сумму денег за каждое скачивание порноролика или рекламу секс-див на специализированных сайтах. Видимо, это дело недалекого будущего.
Вопрос-почему нет публичных домов в России?а давно пора!