Любое современное государство всячески способствует развитию системы двигательной активности внутри страны. Это делается по нескольким причинам. Во-первых, спорт и занятия подвижными играми делают население более здоровым и менее подверженным заболеваниям всех типов. Во-вторых, растет работоспособность людей, их творческая активность и трудоспособный возраст.Наконец, в третьих, спорт является проверенной альтернативой вредным привычкам – таким, как курение и потребление алкоголя. Все эти факторы в совокупности дают значительные эффекты для экономики и повышения благосостояния общества.
Однако простое знание благотворного влияния спорта на экономику и уровень жизни населения не дает ответов на многие теоретические и практические вопросы, касающиеся организации систем двигательной активности в стране – начиная от детско-юношеского и инвалидного спорта и заканчивая высшими эшелонами профессионального спорта. Без научных исследований фундаментального и прикладного характера неопределенность в вопросах приоритетного развития тех или иных направлений двигательной активности, финансирования спортивно-оздоровительных институтов, специального спортивного образования, физкультурно-спортивной инфраструктуры, коммерческого и некоммерческого спорта остается достаточно значительной.
Отсутствие исследований и научно обоснованных рекомендаций подменяется мнениями отдельных политиков и руководителей разного уровня. Система физической культуры и спорта в той или иной стране становится разбалансированной и неоптимальной по критериям «затраты – результаты». Субъективные мнения, преобладающие в правительстве страны, могут вести к разрастанию профессионального спорта в ущерб массовому, когда огромные затраты на соревнования высокого уровня и атлетов-легионеров обескровливают студенческий, инвалидный, корпоративный, детско-юношеский, школьный и адаптивный спорт.
Указать наиболее рациональные и действенные пути развития спорта в стране, правильные пропорции по финансированию различных физкультурно-спортивных направлений, поддержки фитнеса и спортивного бизнеса, может лишь экономика спорта и коллективы ученых, специализирующиеся в различных ее отраслях.
Главными целями экономики спорта как отрасли знания являются:
- формирование и корректировка национальной модели развития спорта в стране;
- определение численности и кадрового состава отрасли физической культуры и спорта с учетом качества рабочей силы и уровня оплаты труда;
- разработка среднесрочных и долгосрочных (стратегических) прогнозов развития индустрии спорта на национальном и международном уровне;
- выработка рекомендаций для федеральных и местных властей по вопросам экономики спортивного образования, науки, инвестиций в человеческий капитал.
Экономика спорта как наука призвана также ответить на такие вопросы, как:
— каковы должны быть оптимальные объемы финансирования системы физической культуры и спорта в стране (какие результаты могут быть показаны отраслью ФиС при тех или иных суммах прямого и косвенного финансирования):
— какую государственную поддержку должен получать национальный спортивный бизнес (моральное одобрение, информационное спонсорство, прямые дотации, налоговые льготы и каникулы, уменьшенная арендная плата, субсидирование кредитов, предоставление гарантий и т.д.);
— ограничения какого рода следует вводить на иностранную рабочую силу в области спорта (атлетов, тренеров, легионеров);
— каким образом необходимо поддерживать отечественных производителей спортивной одежды, обуви, инвентаря, оборудования и информации в условиях ВТО и глобальной конкуренции.
Перечень вопросов, на которые призвана дать ответы экономика спорта, можно было бы продолжить. Однако мы ограничимся приведенным минимумом с учетом того, что ко многим дополнительным вопросам, не вошедшим пока в исходный перечень, мы будем обращаться в дальнейших лекциях.