Двигательная активность и спорт развиваются в современном мире семимильными шагами. Активно распространяются и развиваются не только давно существующие и устоявшиеся виды спорта. Возрождаются некогда забытые народные забавы, спортивные противоборства и игры, появляются новые, ранее не существовавшие (или не культивировавшиеся в данной стране) соревновательные практики.
Буквально два-три десятилетия назад в России мало кто слышал о кёрлинге, хавпайпе, шорт-треке или лыжном фристайле. В зачаточном состоянии находились дисциплины экстремального спорта. Не существовало киберспорта, маунтинбайка или пилонного спорта. Нельзя было встретить мужчин в художественной гимнастике или синхронном плавании. Теперь это стало повседневной реальностью и данные виды спорта набирают популярность.
Да и в самом футболе происходят серьёзные изменения: во многих странах опережающими темпами развивается женский футбол, со своими лигами и чемпионатами, на мировой уровень вышел пляжный футбол и футзал. Для улучшения зрелищности игры и качества судейства меняются правила футбола, вводятся видеопросмотры, осуществляется постоянная радиосвязь главного рефери с судейской бригадой и т.д. В арабских странах женщины-болельщицы впервые в 2018 году были допущены на стадионы, а саудовские клубы стали привлекать в качестве зрительниц представителей прекрасного пола. Хотя, надо признать, это по-прежнему рискованно из-за ортодоксальных настроений части общества.
В условиях постоянной борьбы за болельщика и зрителя федерации многих других видов спорта ищут пути увеличения своих потребительских контингентов. В ход идут различные маркетинговые, рекламные, пропагандистские акции, инструменты совершенствования работы со зрителями, фан-клубами, волонтёрами, родителями, СМИ, интернет-пользователями.
Нельзя не отметить и тот факт, что в самой футбольной среде постоянно возникают новые идеи и бизнес-планы, которые далеко не всегда приятны ФИФА и УЕФА. Так, например, в 2013 году в кругах футбольных менеджеров и бизнесменов стала активно дебатироваться идея «большого» футбольного чемпионата стран СНГ. Это произошло после успешной реализации международного проекта Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), ставшей весьма привлекательной в спортивном и коммерческом плане. На данную инициативу тогда оперативно отреагировал тогдашний глава ФИФА Йозеф Блаттер. В частности, он указал: «Чемпионат Содружества — неправильное решение. Оно может разрушить пирамиду ФИФА и нанести огромный ущерб солидарности внутри нашей семьи. Я хочу посоветовать Николаю Толстых (главе РФС в на тот момент – В.Г.) быть приверженцем своего чемпионата и забыть о всех других лигах». Эти слова Блаттер произнёс на пресс-конференции в Санкт-Петербурге, добавив, что ФИФА совершенно не заинтересована в глобализации регулярных футбольных чемпионатов. Как исключение можно рассматривать Лигу чемпионов или Кубок Либертадорес.
Из официальных рамок УЕФА и ФИФА выбиваются и политически непризнанные территории (таких, например, как Абхазия, ДНР и ЛНР, Северный Кипр, Нагорный Карабах и проч.). Игнорирование этих де-факто существующих образований, где также развит футбол приводит к тому, что они проводят свои чемпионаты под эгидой Международной конфедерации футбольных ассоциаций CONIFA, которая на 2018 год насчитывает 47 федераций из Европы, Африки, Азии, Северной Америки и Океании.
Иными словами, всем участникам футбольной индустрии, начиная от детско-юношеских школ, школьных и вузовских команд и кончая топ-клубами, лигами и федерациями, приходится вступать в конкурентную борьбу за кадры, игроков, тренеров, менеджеров, за зрительское внимание в СМИ, соцсетях, на спортивных аренах, в спорткомплексах и на стадионах.
Узловые моменты конкуренции в футболе сосредоточены на двух направлениях.
Это, во-первых, спортивная конкуренция, осуществляемая по линии соревновательной практики, тренерской мысли, в системе поиска и отбора талантов.
Во-вторых, это финансово-экономическая конкуренция, ведущаяся в сфере маркетинга, имиджа, рекламы, фандрайзинга, потребительских и деловых коммуникаций, купли-продажи игроков, в системе привлечения болельщиков и интернет-пользователей.
Причём условия успешного развития футбольных клубов ныне таковы, что спортивная конкурентоспособность не является определяющей. Как показывает практика, финансово-экономическая конкуренция подчас важнее, поскольку даже выдающиеся футбольные клубы с отличными спортивными результатами могут стать банкротами и покинуть футбольный рынок без надлежащего финансового обеспечения. Живой тому пример – футбольный клуб «Тосно» из Ленинградской области, ставший в 2018 году обладателем Кубка России и прекративший своё существование по экономическим причинам.
Отсюда мы можем сделать вывод о важности труда футбольных менеджеров, от талантов и знаний которых зависит не только конкурентоспособность футбольных клубов, но и само их существование.
ЧМ по футболу среди непризнанных республик