Психология бизнеса – довольно объёмное понятие, которое толкуется в нескольких смысловых конструкциях. Во-первых, под психологией бизнеса понимаются ментальные и поведенческие особенности ведения предпринимательской деятельности, характерные для какой-либо страны, этнической или социальной группы. К предпринимателям может быть различное отношение со стороны общества, наёмных работников, чиновников, коллег по цеху, профсоюзов, которое выражается в тех или иных суждениях, поступках, правовых формах. Психологию предпринимателей граждане могут одобрять или порицать, критиковать за недостаточное меценатство и спонсорство, обличать за эксплуатацию сотрудников или же вывод капиталов за границу. В то же время умонастроениями и практическими действиями бизнеса люди могут гордиться, говоря о инновационных подходах владельцев компаний, о их изобретениях, внедрении новейших технологий, делающих нашу жизнь лучше.
Иной смысл вкладывается в понятие психологии бизнеса как профессии. Специалисты и эксперты в этой области часто выступают как консультанты, имиджмейкеры, маркетологи и рекламщики, бизнес-тренеры, самозанятые и индивидуальные предприниматели. Для них анализ психологии руководителей, менеджеров предприятий, взаимоотношений работников, акционеров, сотрудников структурных подразделений, производителей и поставщиков, клиентов и потребителей, совместителей и аутсорсеров является повседневной работой, результатом которой становится улучшение корпоративной культуры, психологического микроклимата, повышение производительности труда и прибыльности компании.
Ещё одно направление – трактовка психологии бизнеса как науки. Она сформировалась как комплексная дисциплина, вобравшая в себя элементы менеджмента, экономики, социологии, культурологии, целого ряда других прикладных наук. Подобно тому, как менеджмент когда-то вышел из лона экономики (знаменитый Адам Смит не отделял управленческую деятельность от хозяйственной и предпринимательской, считая их чем-то единым и неделимым), так и психология бизнеса стала формироваться лишь в начале ХХ столетия как ответ на вызовы современности.
В своё время Фредерик Тэйлор совершил управленческую революцию в бизнесе, создав теорию и практику научного менеджмента. Он на простых и убедительных примерах показал, как можно увеличивать производительность труда в бизнесе, не прибегая к насилию, угрозам, забастовкам, снижению зарплат. Огромный вклад в совершенствование производственных отношений на новой основе внесли российские теоретики научной организации труда – А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке. Их теории во многом базировались на психологии взаимоотношений, на психологии кадровой политики, изменения стимулов к труду.
К середине ХХ века товарные и сервисные рынки развились до того состояния, когда произведённый продукт легче было изготовить, чем продать. И тогда стал активно развиваться маркетинг, в котором интересы потребителя, его психология стали выходить на главенствующие роли. То, что думает потребитель при осуществлении или отказе от покупки, как он реагирует на рекламу, дизайн продукта, на те или иные торговые марки, образы, повседневное и престижное поведение – всё это оказывалось жизненно важным в поддержании конкурентоспособности и прибыльности бизнеса.
Научные подходы к продажам, управлению потребительским мышлением и поведением привели к росту потребности на специалистов и аналитиков в области бизнес-психологии, имевших профильное образование и научную подготовку. Появился спрос на учёных и экспертов в области психологии бизнеса. Это и стало вехой в появлении профильной науки, куда пошли люди из разных секторов и областей знания – из академической психологии, менеджмента, социологии, экономики, математического моделирования, информационных технологий.
Сформировался объект и предмет исследования в психологии бизнеса. Поясним, что это такое на простом примере. Допустим, у вас в квартире отключили свет. А вам надо найти какой-либо предмет – скажем, ключи от входной двери. У вас в руках только фонарик или свет от мобильника. Так вот, в этом случае объектом исследования (или поиска) является квартира. А предметом исследования могут выступать разные вещи, попадающие в поле освещения фонариком – например, одежда, стол, шкаф, пол.
Аналогичная ситуация наблюдается и с психологией бизнеса. Объект исследования в этой науке – бизнес, предпринимательская деятельность во всём её многообразии. Предмет исследования может быть самый разный – например, психология продаж, психология делового общения, дисциплина труда, система вознаграждения менеджеров, профессиональное выгорание, психология интернет-трейдинга и т.д.
Таким образом, мы подошли к моменту формулировки дефиниции. Учитывая вышесказанное, дадим следующее определение: психология бизнеса – это наука и практическая деятельность, целью которой является повышение эффективности бизнеса.
Здесь нам остаётся добавить, что повышение эффективности бизнеса может происходить по неким заданным критериям – например, увеличение доходности или конкурентоспособности предприятия за счёт сокращения излишнего персонала. Ясно, что с точки зрения увольняемых сотрудников такое действо трудно признать эффективным. Но в этом и состоит специфика психологии бизнеса, которая во многом является моральной наукой.