Развитие многообразных форм соревновательной деятельности и двигательной активности происходило у разных народов с неодинаковой степенью организованности и интенсивности. Исторические документы, археологические находки и обнаруженные артефакты свидетельствуют о существовании в Древнем мире разнообразных состязаний, целью которых было выявить наиболее метких, ловких, сильных и умелых участников противоборств. Широко распространены были игры с мячом и гимнастика у египтян, прыжки, борьба и панкратион на Крите, единоборства, бега и конные соревнования у этрусков, хеттов, шумеров.
Однако в наиболее полном и развёрнутом виде система физической культуры и спорта сформировалась в областях античной Греции — Лаконии (Спарте) и Афинах.
Философия спартанского воспитания базировалась на двух главнейших компонентах – развитии твёрдости духа граждан, готовых вступать в схватку и побеждать любого противника, защищая родину; и всемерной тренировке, закалке и укреплении тела. Все спартанцы, включая девушек и женщин, должны были воспитываться по специально выработанной методике, в которой двигательная активность и спорт занимали центральное место. Свободу и независимость государства можно приобрести и отстоять только духовно и физически сильным людям, патриотам, отлично знающим военное ремесло.
Таким образом, спартанское направление в философии спорта сложилась как духовная и физическая практика, миссия которой вытекала из постоянных войн и вооружённых противостояний, характерных для тех времён. Для наглядности и лучшего запоминания спартанских ценностей и идеологии покажем сказанное в виде простой схемы (см. рис.1).
Враждебная внешняя среда, в которой находилась Лакония, формировала особую философскую модель противостояния противнику, в которой спартанцы избрали концепцию физической и моральной подготовки всех граждан, способных превосходить своих врагов в силе, военном искусстве, волевых качествах, патриотизме. Быть спартанцем значило не просто родиться здесь, это означало быть членом боевого и сплочённого сообщества, слава о котором выходила далеко за пределы Греции и Малой Азии. Вся Ойкумена знала о силе и неприхотливости спартанцев – недаром термины «лаконичный» (немногословный) и «спартанский» (суровый, мужественный, воздержанный образ жизни) применяются и сейчас, более 2,5 тысяч лет спустя.
Не канула в Лету и философская концепция спартанцев. Многие государства, спортивные и тренерские сообщества придерживаются взглядов этой особой системы. В ней почти нет места индивидуализму, демократии, вседозволенности. Члены спортивных сообществ спартанского типа выдвигают на первый план коллективизм, дисциплину, воспитание характера, терпение (в том числе преодоление боли), стремление к победе (которое характеризуется максимой – «Со щитом или на щите»).
Для атлетов спартанская философия также означает, что главное в тренировках и соперничестве – не деньги, материальная или технологическая оснащённость, а воля, целеустремлённость, приверженность избранным идеалам.
Иначе складывалась философская основа спорта у извечных соперников Спарты – Афин. Здесь находилось средоточие античной мудрости и философии, здесь дискутировали софисты, мыслители, представители искусства, поэзии, театра. Поиск философских универсалий, гармонии мира, высоких человеческих достижений, идеалов происходил здесь очень интенсивно.
Афиняне не рассматривали, в отличие от спартанцев, систему физической подготовки как основное средство в воспитании граждан и обеспечение могущества государства. Игру, состязания и соперничество они рассматривали более широко, включая в систему спорта и творческие соревнования – в области поэзии, вокала, драмы, трагедии, театральных постановок.
В физических и творческих состязаниях, а также Играх (агонах), посвящённых богам (Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н.э., Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся в честь Аполлона, Истмийские игры в честь Посейдона, Немейские игры, посвящённые Зевсу) выявлялись победители, которые почитались как античные герои. Им воздавались высшие почести; в честь олимпиоников чеканились особые монеты, они были первыми кандидатами на почетные общественные должности.
Для победителей всегда оставлялись лучшие места на праздниках, состязаниях или в театре. Атлет, увенчанный в Олимпии венком оливы или периодоник (победитель на четырех общеэллинских агонах) мог поставить себе скульптурное изображение. Иногда особо выдающиеся атлеты почти обожествлялись. Павсаний, Геродот, Фукидид свидетельствуют, что периодоник Эфиалий имел право приносить своему изображению жертвы как статуе божества. Списки олимпиоников, высеченные на мраморных плитах, выставлялись в гимнасии Олимпии для того, чтобы слава победителей сохранялась в веках. Когда в IV в. до н.э. была создана олимпийская система летосчисления, Олимпиада получала название победителя в простом беге.
Даже выдающиеся философы считали за честь участвовать в соревнованиях. Знаменитый Платон сохранил своё имя в веках как спортивный псевдоним («Широкоплечий»), в то время как настоящее имя создателя идеализма Аристокл. Склонные к философии, искусству и музыке афиняне сформировали качественно иное наполнение спорта как соревновательной деятельности и творческого состязания. Для них на первый план выходят не грубая сила и мужество, а идеальный, гармонически сложенный и развитый человек, его достижения, значимость, индивидуальность.
В схематичном виде мы можем проиллюстрировать афинскую философию спорта следующим образом (см. рис.2).
В центре афинской философии спорта находится идеальная форма человека, обладающего физическим (телесным) и духовным совершенством (греки обозначали такое сочетание внешних и нравственных достоинств термином «калокагатия» — «красивый и добрый»). Данную категорию использовали пифагорейцы, а также Платон и Аристотель).
Калокагатия как продукт двигательной активности и спорта являлась одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Гражданин-носитель калокагатии являлся идеальным жителем полиса, который стремился к достижению общих целей, не замыкаясь на собственном эгоизме.
В отличие от спартанской философии, в афинской модели мы видим больше возвышенного, общекультурного. В то же время афинянам не чужд и практицизм – для целей воспитания, спортивных и общественных достижений они создали специальную спортивную инфраструктуру (палестры, гимнасии, ристалища), а также сформировали первые профессиональные объединения атлетов – прообраз будущих спортивных федераций.
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта
Философия тренировки