В этот день, 27 апреля 1993 года, президентом России Борисом Ельциным был подписан первый российский закон о физической культуре и спорте, который вышел в свет под названием «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». В том же 1993 году был опубликован Закон о физической культуре и спорте Республики Беларусь, который был во многом схож с российским – как в части определений, так по структуре и содержанию. Видимо, парламентарии двух новых независимых стран активно сотрудничали при подготовке национального спортивного законодательства.
Как бы то ни было, просуществовали российские «Основы законодательства о ФиС» совсем недолго – в 1999 году отечественные депутаты подготовили и приняли новый правовой акт, который уже так и назывался – Закон РФ «О физической культуре и спорте». Данный закон стал более объёмным в части дефиниций и текстового сопровождения, но полностью сохранил пороки своего предшественника, оставаясь по-прежнему декларативным и отсылочным.
Как и следовало ожидать, Закон о ФиС от 1999 года просуществовал также непродолжительное время; на смену ему пришёл Закон о ФиС от 2007 года, который продолжил худшие традиции принятых до него правовых актов. По сути дела, Закон о ФиС от 2007 года не решил ни одной значимой проблемы, действительно важной для отечественной системы двигательной активности и спорта. Из текста закона мы не сможем понять, что же такое профессиональный спорт – предпринимательство или работа по найму, не увидим каких-либо финансовых нормативов и общих сумм финансирования спорта на федеральном уровне, не встретим однозначного ответа на вопрос – должно ли государство (напрямую, через бюджетное финансирование, или через госкорпорации) финансировать профессиональный спорт. Наконец, существующее законодательство о ФиС полностью игнорирует рынки труда атлетов, лимитирование зарплат и бонусов спортсменам и тренерам, установление квот для отечественных участников спортивной индустрии. Ни слова мы не найдём в Законе о ФиС и о фитнес-индустрии, о прочих институтах физических практик, о признании этой сферы бизнеса социально значимой областью. Все эти аспекты остаются за кадром, или же определяются правительством. Но если важнейшие вопросы решаются правительством, исходя из текущей целесообразности – то зачем тогда закон?
Думается, что депутатам Федерального собрания надо набраться интеллектуальных сил и разработать принципиально новый Закон о физической культуре и спорте (кстати, термин «физкультурник» Закон о ФиС от 2007 г. уже не использует, несмотря на название закона), который станет рабочим инструментом, а не пустой декларацией.
См. также: Закон «О физической культуре и спорте» Белоруссии: сравнения и комментарии
Качественный закон о физической культуре и спорте: каким он должен быть?