В начале 1980-х гг. количество международных споров, связанных со спортивными соревнованиями стало динамично возрастать. Многие из возникших конфликтов разрешить было невозможно из-за отсутствия соответствующего органа, наделенного необходимыми юридическими полномочиями.
В 1981 г. президент МОК Хуан Антонио Самаранч высказал идею о создании спортивно-ориентированной юрисдикции. В следующем году на сессии МОК, проведенной в Риме, эта идея была поддержана международным спортивным сообществом. Рабочую группу по подготовке необходимых уставных документов возглавил судья Киба Мбэй, который был в то время членом Международного суда в Гааге.
В 1983 г. МОК официально ратифицировал уставные документы Спортивного арбитражного суда (САС), которые вступили в силу 30 июня 1984 г. САС стал действующим с этого момента под руководством Президента К. Мбэй и Генерального секретаря Гилберта Шуоара.
Устав САС 1984 г. дополнялся набором процедурных инструкций. Все эти юридические документы были несколько изменены в 1990 г. По вновь введенным правилам САС состоял из 60 членов, назначаемых МОК, НОКами, Международными спортивными федерациями и Президентом МОК (по 15 членов каждый). Все расходы по содержанию САС принимал на себя МОК. В принципе, судебные процедуры были бесплатными, за исключением споров финансового характера, когда стороны могли оплатить часть затрат.
Слушания начинались с попытки достижения примирения. Компромиссный вариант сторонам конфликта предлагал Президент САС. Если предложение не устраивало стороны, начиналась арбитражная процедура.
Помимо арбитражной процедуры Спортивным судом применялась также консультационная практика, открытая для любой спортивной организации или индивидуума. Посредством консультаций САС мог представить свое мнение по поводу любого юридического вопроса относительно любой деятельности, связанной со спортом вообще.
В 1991 г. САС издал Руководящий принцип для арбитража, одним из важнейших пунктов которого стал следующий: «Любой спор, который решается с посредством Спортивного Арбитражного Суда, исключает любое обращение к обычным судам». Помимо этого, «Конфликтующие Стороны обязуются исполнять требования Устава и Инструкций САС, предоставлять оплату за судопроизводство и никоим образом не препятствовать выполнению решения САС». Этот пункт послужил прототипом для последующего создания специальных правил урегулирования споров между различными спортивными организациями и федерациями.
Реформа 1994 года. В феврале 1994 г. наездник лошади по имени Элмар Гундель подал апелляцию в САС на основе арбитражного пункта в уставе Международной федерации конного спорта (FEI), бросая вызов решению, принятого федерацией. Решение, которое было принято FEI по факту допинга лошади, дисквалифицировало наездника на 3 месяца. САС, рассмотрев дело, смягчил наказание – срок дисквалификации был уменьшен с трех до одного месяца.
Элмар Гундель не согласился с этим решением и обратился с апелляцией в швейцарский Федеральный Трибунал, мотивируя это тем, что САС является зависимым от МОК органом и не обеспечивает беспристрастного рассмотрения дел.[1]
Дело Э. Гунделя привело к реформе САС, целью которой было обеспечить независимость суда от МОК в финансовом и организационном плане.
Парижское соглашение. Создание Международного Арбитражного Совета в области спорта (МАСС) было одобрено в Париже 22 июня 1994 г. с подписанием «Соглашения относительно конституции международного Совета Арбитража для Спорта». Это соглашение называют также «Парижское Соглашение». Оно было подписано самыми высокими инстанциями, представляющими спортивный мир – Президентами МОК, Ассоциации Летних Олимпийских Международных Федераций (ASOIF), Ассоциации Международных Зимних Спортивных Федераций (AIWF) и Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (ANOC).
Преамбула Соглашения гласит, что «с целью облегчения решения споров в области спорта, обеспечения защиты прав сторон и абсолютной независимости Спортивного Арбитражного Суда, стороны решили в соответствии со взаимным соглашением создать орган, названный Международным Советом Арбитража для Спорта (МАСС), под эгидой которого САС будет впредь находиться».
Соглашение определило назначение начальных членов МАСС и финансирование САС, которое составило в 2000 г. сумму в 1,8 млн. швейцарских франков.
С тех пор, как Парижское Соглашение было подписано, все Олимпийские международные Федерации, а также большинство Национальных Олимпийских Комитетов признали юрисдикцию САС и включили в свои уставы арбитражный пункт, относящий споры к ведению САС.
Децентрализованные офисы САС. В 1996 г. МАСС создал два постоянных децентрализованных офиса – первый в Сиднее (Австралия), и второй – в Денвере (США). В декабре 1999 г. Денверский офис был перемещен в Нью-Йорк. Эти офисы являются филиалами штаб-квартиры САС в Лозанне (Швейцария) и согласовывают свои процедурные действия с центральным офисом. Создание децентрализованных офисов было необходимо для облегчения доступа к САС спортивной общественности из стран Океании и Северной Америки.
Тогда же, в 1996 г. МАСС начал создавать Спортивные арбитражные суды выездного характера, которые урегулировали в течение 24-часового срока любые споры, возникающие в течение Олимпийских Игр в Атланте. Эти суды были составлены из двух президентов и 12 арбитров, которые постоянно находились на Играх. Специально для Олимпиады действовала простая, гибкая и бесплатная юридическая процедура. За время проведения Олимпиады в Атланте выездные суды САС рассмотрели 6 случаев.
В 1998 г. также действовали два выездных подразделения САС, один из которых был направлен МАСС на зимние Олимпийские Игры в Нагано, а второй – на Игры Содружества наций в Куала-Лумпуре. Оба этих подразделения были организованы почти таким же способом, что и в Атланте (но число арбитров было уменьшено до шести), аналогичной была и юридическая процедура рассмотрения споров.
К САС также обращался европейский Футбольный Союз (UEFA) с целью оперативного рассмотрения споров, возникающих на европейских футбольных чемпионатах, проводившихся в Бельгии и Нидерландах в июне и июле 2000 г. В этом же году выездное подразделение САС работало на Олимпийских Играх в Сиднее (за период проведения Олимпиады мобильным подразделением Арбит-ражного Суда было рассмотрено 15 дел).
Статистика САС. Количество дел, рассматриваемых САС, из года в год растет. Увеличивается со временем и круг вопросов, по которым САС выносит свои решения (см. табл.1 и табл.2).
Таблица 1.
Случаи, представленные в Спортивный Арбитражный Суд со дня вступления в силу Кодекса спортивного арбитража (22 нояб. 1994 г.)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | Всего | |
Простые процедуры | 2 | 4 | 7 | 4 | 8 | 5 | 10 | 40 |
Процедуры апелляции | 8 | 10 | 11 | 33 | 24 | 55 | 32 | 173 |
Консультативные процедуры | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 11 |
Процедуры ad hoc | 0 | 6 | 0 | 5 | 0 | 15 | 0 | 26 |
Итого | 13 | 21 | 20 | 45 | 33 | 76 | 42 | 250 |
Источник: http://www.tas-cas.org.
Таблица 2.
Статистика предоставления запросов
в Спортивный Арбитражный Суд
Год
| Запросы, (внесенные в протокол) поданные на арбитраж | Запросы, поданные по совещатель-ному мнению | Всего
| Заявки на арбитраж | Запросы на консульта-тивное мне-ние | Всего |
1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 | 1 5 3 5 7 13 19 13 10 10 20 18 42 32 75 42 | 1 3 9 4 6 5 6 14 7 3 1 2 3 1 1 0 | 2 8 12 9 13 18 25 27 17 13 21 20 45 33 76 42 | 1 2 0 1 1 4 12 6 5 6 15 5 32 20 50 21 | 1 1 1 0 0 1 0 1 1 2 0 0 2 1 1 0 | 2 3 1 1 1 5 12 7 6 8 15 5 34 21 51 21 |
Всего | 315 | 66 | 381 | 181 | 12 | 193 |
Источник: http://www.tas-cas.org.
[1] В период до 1994 г. Спортивный Арбитражный Суд полностью финансировался Международным Олимпийским Комитетом.