Роль местного законодательства о физической культуре и спорте необычайно велика: от того, каким образом построено физкультурно-спортивное законодательство города, области, республики или края, какие в него заложены принципы и преференции, во многом зависят активность и массовость спортивной жизни в регионе. В свою очередь, массовость в физической культуре и спорте – залог высоких результатов в профессиональном спорте, повышение продолжительности жизни граждан региона, привнесение и закрепление в общественном сознании элементов здорового образа жизни, снижение детской и подростковой преступности, снижение потребления алкоголя
Иными словами, физическая культура и спорт качественно улучшают повседневную жизнь граждан региона, – делают ее ярче и интересней, насыщенной событиями и впечатлениями. Все эти обстоятельства оказывают значительное влияние на культуру и цивилизованность живущих в регионе людей, изменяют их социальное и экономическое поведение, меняют к лучшему мировоззрение и менталитет.
Конечно, изменения в жизни и сознании людей под воздействием физической культуры и спорта процесс не слишком быстрый и подчас латентный. Его результаты проявляют себя в явной форме лишь спустя годы после принятия соответствующих законов и реального выполнения физкультурно-спортивных программ. Кроме того, реализация законов о физической культуре и спорте и физкультурно-спортивных программ требует известного финансирования, привлечения в спортивную отрасль трудовых, финансовых, правовых, материальных и иных ресурсов. Поэтому у местных властей нередко появляется соблазн сэкономить на массовом спорте.
Однако даже несложный подсчет потерь от отказа реализации и финансирования физкультурно-спортивных программ с целью экономии средств приводит к результатам прямо противоположным. Расходы на лечение и реабилитацию наркоманов и алкоголиков, поимку и наказание преступников, на правоохранительную и судебно-исправительную системы начинают расти в геометрической прогрессии, многократно перекрывая первоначальные расходы на физкультуру и спорт. Таким образом, вне зависимости от того, каких взглядов на физкультурно-спортивную деятельность придерживается администрация того или иного города или области, выгоднее и практичнее вкладывать финансовые средства в спортивную индустрию и ее инфраструктуру, нежели впоследствии тратить несопоставимые средства в попытках исправить положение.
Возникает естественный вопрос, – каким образом все вышесказанное связано с местным законодательством о физкультуре и спорте? Ведь имеется Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и его выполнение позволит поддерживать физкультуру и спорт субъекту Федерации на достаточном уровне. Если рассуждать абстрактно, то в данной постановке вопроса есть определенная логика и целесообразность. Если же принимать во внимание российские реалии повседневной жизни, то тогда необходимость принятия местных законов о физической культуре и спорте достаточно очевидна. Принятие субъектом Федерации местного закона о физкультуре и спорте несет в себе следующие преимущества:
- закон позволяет юридически закрепить организационную и управленческую структуру физкультурно-спортивной отрасли региона, а также ее основные параметры;
- установить количественные критерии бюджетного и внебюджетного финансирования физической культуры и спорта в регионе (вне зависимости от финансирования из федерального бюджета);
- установить дополнительные налоговые и социальные льготы для спортсменов, тренеров, спортивных сооружений, спортклубов и предприятий физкультурно-спортивной отрасли;
- определить специальный правовой режим земельных участков под физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями;
- законодательно зафиксировать льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта детям из неблагополучных семей, инвалидам, престарелым гражданам, людям, страдающим некоторыми видами заболеваний;
- в законодательном порядке установить градостроительные нормативы для внутридворовых и районных спортплощадок, спортсооружений и стадионов;
- определить ответственность за нарушение местного закона о физической культуре и спорте.
Все вышеперечисленные мероприятия играют огромную роль в становлении и развитии региональной физкультуры и спорта. Местные законы о физической культуре и спорте принимаются и контролируются законодательными органами данных субъектов Федерации, что создает атмосферу повседневного и персонального контроля за использованием закона как со стороны муниципальных советов или областных законодательных собраний, так и со стороны общественности. В случае игнорирования положений местного закона о физкультуре и спорте, нерадивого исполнения своих должностных обязанностей чиновниками администрации или нецелевого расходования средств, выделенных на спорт, законодательной, исполнительной и судебной власти легче принимать обоснованные правовые решения.
К сожалению, в современной России не все субъекты Федерации приняли собственное законодательство о физической культуре и спорте. Это обстоятельство вызвано двумя основными причинами:
- во-первых, недопониманием общественностью роли и значения местного законодательства о физкультуре и спорте;
- во-вторых, незаинтересованностью некоторых руководителей субъектов Федерации в наличии такого законодательства. Незаинтересованность заключается в том, что реализация местного закона о физкультуре и спорте потребует дополнительных финансовых ресурсов и накладывает на руководителя дополнительную ответственность за исполнение закона. Стремясь избежать «излишних» расходов и ответственности, отдельные руководители тормозят принятие соответствующих законов, прикрываясь демагогией о более важных и насущных делах.
Рассмотрим примерную процедуру создания местного законодательства о физической культуре и спорте. Традиционная отечественная практика страдает в этом аспекте серьезными дефектами и упущениями.
Начнем с того, что формирование местного закона о физкультуре и спорте местные законодатели поручают экспертам в лице депутатов, имеющих отношение к спорту (чаще всего, профессиональному) с соответствующими регалиями и чемпионскими титулами, завоеванных в прошлом. К проработке организационных и управленческих вопросов подключаются работники городских, областных и краевых департаментов по физкультуре и спорту, которые готовят соответствующие главы и статьи закона. На заключительной стадии происходит согласование подготовленного проекта закона с действующими федеральными и местными законами для исключения возможных противоречий.
Условно мы можем показать описанный алгоритм в виде схемы, представленной на рис.1.
Как показывает практика, законы о физической культуре и спорте, созданные по описанной выше процедуре, имеют ряд «встроенных» дефектов идеологического, мировоззренческого, правового и организационно-управленческого характера. Рассмотрим наиболее общие и типичные ошибки, которые допускают местные законодатели при формировании локальных законов о физкультуре и спорте.