Продвижение идей, продуктов, отдельных людей и брэндов – задача многогранная и сложная. Спорт как проводящая среда и инструмент воздействия на массы людей представляет собой особый интерес, как для государства, так и для бизнеса.
Чтобы не быть голословными и не погружаться в теоретические построения, обратимся к конкретным ситуациям, которые могут быть разрешены полностью или частично пиар-технологиями.
Начнем с идей. Для большинства социальных групп и целых народов важнейшей сферой является духовная составляющая бытия, в сердцевине которой находятся идеи. Дух уныния, разочарования, поражения, безысходности подрывает потенциал нации, делает ее вялой, бесхребетной, аморфной массой. Безволие и отсутствие высоких идей формирует в народе разобщенность, дезорганизованность, слабость.
Это состояние отсутствия высоких идей хорошо знакомо россиянам после распада мощной мировой сверхдержавы – СССР, единственной страны, способной в свое время сдерживать гегемонию США.
Распад единого государства, экономический, идеологический и социальный кризис 1990-2000-х годов подорвал дух нации, вызвал брожение в умах народа, породил сомнения и неверие в собственные силы.
Одновременно с этим болезненным процессом происходят и другие явления, когда экономические и политические конкуренты России пытаются усугубить пораженческие настроения в среде народов нашей страны, под благовидными предлогами выставляют русских пьяницами, преступниками, некультурными людьми, которые не в состоянии управлять большим государством, соблюдать режим законности и правопорядка.
Таким образом, мы можем отметить сразу две главные тенденции в прошлой и текущей ситуации во внешнеполитическом раскладе. С одной стороны, утрата Россией сознания собственного величия, отказ от идей коммунистического прошлого (которым пока нет адекватной замены). С другой стороны, мы отчетливо наблюдаем необъявленную войну России, непрестанно ведущуюся на идеологическом фронте. Ее цель – внести в умы и сердца россиян дух сомнения, безверия и собственной неполноценности. А после того, как соперник будет морально сломлен, ему можно будет диктовать свои условия. Это могут быть и территориальные претензии, и международный контроль над военным потенциалом, и всякие иные формы давления.
В этой сложной борьбе идей и мнений основную роль играет информационной оружие – политическая реклама, пиар и другие инструменты, способные возродить веру нации в собственные силы, почувствовать свою мощь, авторитет, влияние (см. рис.1).
Но как это сделать в практической плоскости? Не будет же Россия доказывать свою состоятельность военной силой, применение которой в современном мире не приветствуется.
На информационном поле борьба идеологическая вполне заменяет военное вмешательство. Сплотить нацию, усилить патриотизм, показать силу россиян можно методами спорта и спортивного пиара, которые действуют мощно и безотказно.
Качество человеческого материала, талант и энергию россиян, можно продемонстрировать на полях спортивных сражений, где в открытой конкурентной борьбе за медали наши атлеты показывают достижения самого высокого уровня.
Однако завоевать медали – только часть дела. Перевести спортивные достижения в сознание своего народа и народов мира как определенный образ и имидж – задача пиарщиков, которые должны действовать тонко и с максимальной эффективностью. Здесь должен неукоснительно действовать принцип перевода достигнутых результатов в уважение, авторитет, подражание.
Второй задачей российских пиар-менеджеров является противодействие своим коллегам из-за рубежа, которые методами специально выстроенных информационных рядов пытаются смазать впечатление от достижений российского спорта, властных структур, общества в целом.
Теперь обратимся к продвижению идей иного плана. Посредством спорта государство и бизнес должны активно продвигать идеи здорового образа жизни, красоты человеческого тела, борьбы с избыточным весом, наркотической и алкогольной зависимостью, табакокурением.
Как показывает международная практика, борьба за указанные идеи протекает весьма сложно и многотрудно. Алкоголь, наркотики, табак не хотят просто так сдавать свои позиции. Воплощение в жизнь задач увеличению трудоспособного возраста, повышению рождаемости и других социальных показателей неизменно наталкивается на предубеждения, предрассудки, противодействие рекламы и пиара производителей пива, сигарет, алкоголя, энергетических напитков, фастфуда.
В нашей стране социальная реклама и пиар-кампании против вредных привычек пока только набирают силу. Многое еще предстоит сделать. Для этого потребуются квалифицированные кадры и финансовые ресурсы. И если деньги можно найти довольно быстро, то с талантливыми кадрами pr-менеджеров все обстоит не блестяще. Возможно, уже в ближайшем будущем наше государство пересмотрит свою позицию в части продвижения идей здорового образа жизни через спорт, которые будут продвигаться не грубыми методами с минимальной отдачей, а инструментами действенного убеждения, проникновения в глубь сознания каждого человека.