Вопросы воспитания подрастающего поколения имеют для будущего страны важнейшее значение, так как от заложенных в сознание детей ценностей зависит общественно поощряемое поведение, модели построения карьеры, выбор профессий, способы достижения поставленных целей. Не менее значимо мнение родителей, воспитателей, наставников, учителей и всех граждан страны, так или иначе соприкасающихся с воспитательными процессами.
Социологи из Левада-Центра провели очередное специальное исследование, посвящённое нравственному воспитанию детей в России и получили достаточно интересные результаты.
Так, данные опроса 2014 года показали, что главным качеством, которое хотели бы воспитать родители в своих детях, было названо умение добиваться своих целей – так ответили 49% опрошенных. Показательно, что в 1998 году таковых было 40%. Окружающая действительность подействовала на россиян таким образом, что данному фактору стало придаваться ещё большее предпочтение. Теперь умение добиваться своего лидирует с большим отрывом по сравнению с другими качествами характера – например, независимостью (16%), верностью и преданностью (9%), верой в Бога (8%).
При этом под умением добиваться своих целей респонденты понимают различные поведенческие модели, в том числе, не самые этичные. Например, добиваться карьерного роста можно повышением уровня образования, получением профессиональных знаний, трудолюбием, зарабатыванием авторитета среди коллег, но можно и иными инструментами – лестью, хитростью, подсиживанием, доносами, созданием конфликтных и кризисных ситуаций. Получается, что главное – добиться своей цели, достичь вершины, реализовать свои устремления, а методы достижения целей имеют вторичное значение.
Этот главный принцип всё больше проникает в сознание людей, вращающихся в орбите российского общества; «кто смел, тот и съел» — справедливость этой максимы подтверждается ежедневно в быту, на службе, в СМИ, на улице и на транспорте, на отдыхе и в турпоездках. А раз так, то к окружающим и к себе надо проявлять больше жёсткости, упрямства, воли, и, если требуется, физических усилий.
В то же время такое качество, как добросовестность в работе оценивается россиянами всё ниже: если в 1995 году его хотели воспитывать в детях 36% опрошенных, то теперь только 27%. Не в цене теперь верность и преданность, которым в 1995 году отдавали предпочтение 13% россиян, теперь эти качества хотели бы воспитывать только 9% респондентов.
В целом, оценивая результаты исследования социологов, можно отметить, что российское общество движется в направлении усвоения «рыночной морали», которая нам не очень нравится в наших западных партнёрах. В крайних формах – это двойные стандарты в моральных оценках, признание главной ценностью денег, комфорта, благосостояния. Насколько этническая и генетическая природа россиян сможет противостоять ценностям «золотого тельца», — покажет ближайшая практика.