Незатухающий скандал с олимпийской командой России (о паралимпийцах отечественные СМИ уже стали постепенно забывать) длится достаточно долго – практически три года – начиная с инцидента с нашими легкоатлетами, мельдония и заканчивая событиями вчерашнего дня, когда МОК решил «не приглашать» на Игры некоторых ведущих российских спортсменов.
Накануне последних событий (19-23 января) Левада-Центр провёл исследование общественного мнения по поводу участия российских спортсменов в Олимпиаде-2018.
Один из вопросов, задаваемых социологами респондентам, касался того, кого они считают виноватыми в отстранении от Игр наших атлетов. Ответы (в %) распределились следующим образом:
- Высшее руководство Министерства спорта – 37%;
- Тренеров и врачей, которые давали атлетам запрещённые препараты – 17%;
- Никого не стоит винить – 15%;
- Самих спортсменов, которые принимали запрещённые препараты – 13%;
- Другое – 7%;
- Затруднились ответить – 11%.
В порядке комментария отметим, что основную ответственность россияне возлагают за случившееся на Виталия Мутко и его заместителей. Звучит жёстко, но справедливо – ведь именно Мутко назначил Родченкова (главного информатора Запада) на пост главы российской антидопинговой службы (РУСАДА), он его возвратил на сей высокий пост после пребывания в психлечебнице. А заместители Мутко, по утверждению западных СМИ, курировали государственную программу допинга в РФ. Пока неизвестно, являются ли эти утверждения правдой, но на репутацию Мутко и его ближайших соратников это мнение, несомненно, повлияло.
Представляют интерес и другие ответы россиян. Так, виновность самих атлетов в употреблении допинга опрошенные ставят только на четвёртое место. Складывается впечатление, что речь идёт о детях, которым злые тренеры и врачи дают запрещённые препараты. Этот феномен, кстати, нашёл своё отражение и в отечественном спортивном законодательстве, согласно которому уголовному преследованию могут быть подвергнуты именно врачи.
Теперь что касается информационных и экономических моментов. На вопрос, собираетесь ли вы смотреть телевизионные трансляции с зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, респонденты ответили:
— Систематически, достаточно подробно – 15% (в 2006 г. таковых было 23%, в 2014 г. в домашнем Сочи 20%);
— Время от времени, некоторые виды состязаний – 47% (46 и 49% соответственно);
— Ограничусь обзорами в программе новостей – 19% (12 и 16%);
— Вообще не интересуют Игры – 15% (15 и 14%);
— Затруднились ответить – 4% (4 и 2%).
Как видим, прослеживается отчётливая динамика на сокращение зрительского интереса россиян к зимним Олимпиадам. Даже домашняя, сочинская Олимпиада лишь на незначительную величину подогрела интерес (в части зрителей, смотревших Игры время от времени). В остальном нисходящий тренд налицо. А законы рекламы таковы, что за снижением потребительского интереса следует и снижение доходов. Этот вывод важен для бизнеса и различных спортивных и экономических ведомств.