Российские болельщики посещают футбольные матчи всё менее охотно. Эта тенденция прослеживается в отечественной практике на протяжении ряда последних лет, так как зрительский интерес к футболу не растёт. Об этом явлении говорят замеры рынка. Так, исследования социологов из Левада-Центра свидетельствуют, что интерес к футболу в России за последние три года не увеличивается, несмотря на активные рекламные и пиар-кампании. Об этом факте говорит проведенный в марте 2013 года опрос городского и сельского населения в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.
На вопрос «Насколько вам интересен футбол?» ответы распределились следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Численность россиян, которым интересен и скорее интересен футбол, остается в целом величиной постоянной, которая составляет 24-25%. Почти не меняется и количество людей, которым футбол не очень интересен или не интересен совсем – их 75-76%.
Причем соотношение по мужской и женской аудитории весьма разное. Мужчин, небезразличных к футболу – 45%, равнодушных – 55%. У женщин аналогичная пропорция другая – 8% и 92% соответственно.
Аналогичную картину дают и специалисты из ВЦИОМ, выяснявшие в июне 2014 года степень интереса россиян к бразильскому Чемпионату мира. В частности, социологами было выяснено, что интерес к ЧМ-2014 проявлял 41% россиян; причём 19% наших сограждан планировало смотреть все игры Чемпионата, а 22% — следить за матчами с участием российской сборной. В 2012 году (на чемпионате Европы по футболу) численность болельщиков была чуть более высокой – тогда заинтересованность футбольными матчами проявляли 42% опрошенных.
Динамика изменений зрительских предпочтений распределилась следующим образом (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Количество россиян, готовых регулярно смотреть телетрансляции с Чемпионата мира по футболу снизилось с 2008 по 2012 год довольно значительно – с 22 до 16%. Прошедшая в феврале 2014 года победоносная для России Олимпиада в Сочи несколько подняла зрительский интерес к ЧМ-2014 — до 19%. В эту цифру, по-видимому, закладывались позитивные ожидания наших сограждан, желающих снова пережить триумф отечественного спорта (согласно опроса, 18% россиян считали, что наша сборная станет чемпионом).
Во второй строчке таблицы 2 мы видим данные, которые указывают на снижение количества зрителей, которые планируют смотреть матчи только с участием национальной сборной с 26 до 22%.
В то же время резко растёт число лиц, которые не проявляли интереса к играм ЧМ-2014: если в 2008 году не следили за ходом матчей 34% россиян, то в 2012 году их количество выросло наполовину и составило 52%. В этом же году мы отмечаем своеобразный антирекорд – 54% равнодушных к футболу людей. И это при том, что неосведомлённых людей о проходимом чемпионате стало гораздо меньше – всего 3%.
На фоне всего вышесказанного статистика от издания «Советский спорт» по новым антирекордам посещаемости матчей отечественного чемпионата выглядит вполне логичной. Так, аудитория всех восьми матчей 20-го тура первенства страны составила 61378 человек — это худший результат текущего сезона. Меньше зрителей пришли на стадионы только в рамках десятого тура (55533), однако этот тур не считается завершённым, так как последний его матч — между «Амкаром» и «Динамо» в Перми будет сыгран позже.
Самой непопулярной среди болельщиков стала встреча между тульским «Арсеналом» и ЦСКА (1:4) на Малой спортивной арене «Локомотив» в Москве. На игре было зафиксировано 1300 болельщиков. Кроме того, низкий результат посещаемости показал матч «Урал» — «Амкар» (1:0), прошедший в закрытом манеже в Екатеринбурге: небольшой трехтысячный зал вместил 2980 человек.
Также на встречу «Уфа» — «Краснодар» (0:2) в Саранске пришли 3087 болельщиков, а матч «Рубина» с «Ростовом» (2:0) на запасном стадионе казанцев посетили 5027 человек. Самой посещаемой стала игра между московскими «Торпедо» и «Спартаком» (0:1) на «Открытие Арене» — 20147 человек при вместимости стадиона порядка 45 тысяч.
Средняя посещаемость игр премьер-лиги опустилась до отметки 10523 человека, что по-прежнему является худшим результатом с начала 2000-х годов.
Интересует ли проблема посещаемости и интереса к футболу в нашей стране РФС, клубы и спортивных менеджеров? Да, интересует. Но уровень дискуссий на эту тему оставляет желать лучшего. В этом можно убедиться, прочитав, например, отчёт о слушаниях в Общественной палате на тему реформирования отечественного футбола. Каждый из участников предлагает своё решение данной проблематики. При этом из поля зрения ведущих российских функционеров, тренеров, обозревателей, журналистов, государственных чиновников выпадает тот факт, что для выработки обоснованных и квалифицированных решений нужно научное обоснование. А для его подготовки требуется развитие такой специфической науки, как экономика спорта (а также её подразделения – экономики футбола).
Мнения, высказываемые специалистами, могут быть верны, но не исключаются также и ошибки. Например, Валерий Газзаев в своём видении реформирования российского футбола опирается на зарубежную практику – в первую очередь, европейскую. Однако никто не может гарантировать, что эта концепция окажется верной на российской почве, здесь нужны исследования, расчёты, обоснования, эксперименты.
В падении интереса россиян к футболу лежат, по-видимому, разнообразные факторы, психологического, социального, экономического и эмоционального характера. Установить состав и «вес» каждого из них – задача большой научной и практической важности. Пытаться решить столь широкомасштабную и комплексную задачу наскоком, исходя из субъективных представлений пусть и влиятельных, но всё же людей (со своим жизненным опытом, мнениями, предрассудками, ошибками) не верно по сути. В этом плане нам нужна прочная научная база, которая и создаст платформу для реформирования индустрии футбола.