Большое влияние на коммерческую деятельность фитнес-клуба оказывает его месторасположение (локация). Клуб может быть идеально организован, снабжен новейшим оборудованием, иметь отлично подготовленный персонал, но в то же время постоянно испытывать острый дефицит клиентов, который образуется из-за недостаточно выгодного пространственного положения бизнеса. Конечно, нельзя сказать, что удачное месторасположение фитнес-клуба является самодостаточным фактором прибыльной деятельности. Практика функционирования фитнес-индустрии знает немало случаев, когда находясь в самых привлекательных с точки зрения бизнеса местах, клубы так и не смогли наладить стабильную и высокорентабельную работу, проиграв конкурентную борьбу более умелым и напористым соперникам. Таким образом, можно констатировать, что хорошее месторасположение фитнес-клуба необходимое, но не достаточное условие его эффективной деятельности.
Какие же места для фитнес-клуба и его филиалов следует считать удачными? Обычно организаторы фит-бизнеса исходят из четырех основных критериев.
1. Наличие обширного клиентопотока. Фитнес-клуб следует располагать таким образом, чтобы потенциальные и реальные потребители находились в непосредственной близости от мест проведения занятий. Наиболее многолюдные улицы и кварталы городов чаще всего являются самыми выгодными с точки зрения осуществления предпринимательской деятельности. Для фит-бизнеса важно, чтобы клиенты могли без сколько-нибудь значительных затруднений после работы (а иногда и в течение рабочего дня) или учебы попасть в стены клуба.
Основная ошибка, которая допускается организаторами фит-бизнеса при выборе места под новый клуб – неправильный прогноз клиентопотока. Нередко бывает так, что потенциальных потребителей, казалось бы, достаточно много, однако они, в большинстве своем, не проявляют видимого интереса к фитнесу. К примеру, на привокзальных площадях, вблизи рынков и больничных комплексов, в дневное и вечернее время весьма многолюдно. Но такие потенциальные клиенты слабо откликаются на предложения фитнес-клубов, так как «запрограммированы» на совсем иные действия, – на отъезд или прибытие, на встречу приезжающих, посещение больных и т.д. В этой связи организация фитнес-студии в здании, например, железнодорожного вокзала вряд ли будет экономически оправдана, а вот в помещении гостиниц для среднего класса – вполне вероятно.
2. Престижность района. Для большого количества людей престижность района, его элитность и гламурность играют ведущую роль. Для занятий в фитнес-клубе, расположенном в элитном, знаковом районе города, они готовы преодолевать значительные расстояния и нести существенные транспортные расходы. Затраты времени и денег на дорогу имеют для этой категории клиентов второстепенное значение, так как смысл пребывания в фитнес-клубе заключается не только в поддержании надлежащей физической формы, но и в общении, в последующих разговорах с подругами и друзьями о клубе, о том, кто там был, как выглядел, что говорил.
Если количество клиентов такого рода является достаточным, то фитнес-клуб может осуществлять весьма рентабельную деятельность. Однако было бы ошибкой строить долговременную стратегию клуба, опираясь только на данный контингент клиентов. Основная опасность на этом пути заключается в том, что при любых имиджевых проблемах и переменах модных тенденций значительная часть клиентов может быстро прекратить свое членство в фитнес-клубе, что негативно скажется на его экономических показателях. Кроме того, организация клуба в престижном районе требует значительно больших инвестиций, чем, например, в спальных районах.
3. Стоимость аренды и организации нового бизнеса. «Цена вхождения» в фит-бизнес колеблется в широком диапазоне в зависимости от планирования месторасположения клуба. Центральные и густонаселенные районы городов представляют для организаторов бизнеса наибольший интерес, так как здесь всегда имеется необходимый клиентопоток, развита транспортная и социальная инфраструктура. В то же время стоимость капитального строительства или аренды существующих помещений в центральных районах значительно выше, чем в периферийных. Владельцы фит-бизнеса всегда стоят перед непростым выбором, что же предпочесть – высокую стоимость нового строительства или аренды помещений при хорошем клиентопотоке, или же низкую цену вхождения в бизнес с риском недобора клиентов.
Основные ошибки, которые допускают организаторы предпринимательской деятельности при выборе месторасположения бизнеса – недостаточный учет степени конкуренции в данном районе и масштаба фитнес-клуба. При реализации достаточно крупных проектов фитнес-центры могут создавать значительные ареалы собственных клиентов, которые несмотря на определенную удаленность от центральной части города, все же привлекают большие объемы потребителей. Это идеальный вариант, который сочетает в себе как достоинства невысокой стоимости вхождения и эксплуатации бизнеса, так и достаточный клиентопоток.
4. Платежеспособность населения. Известно, что население тех или иных городских районов представляет собой не однородную массу с усредненными характеристиками, а дифференцированные группы людей с разными доходами, компактным проживанием, с установившимися привычками и образом жизни.
Организаторам фит-бизнеса при выборе месторасположения клуба необходимо принимать в расчет уровень достатка в данном регионе и суммы, которые потребители готовы тратить на физическую активность и здоровый образ жизни. Грубой ошибкой является открытие фитнес-клуба класса люкс в рабочем квартале с высоким уровнем безработицы и низкими доходами жителей. Нельзя всерьез рассчитывать на то, что представители высокодоходных групп населения поедут на занятия в район с низким экономическим и социальным статусом.
Другой, не менее значимой ошибкой, является неверное прогнозирование роста уровня доходов и платежеспособности населения данного района. Просчеты в несколько процентов роста доходов могут обернуться существенным недобором клиентов и многотысячными убытками. В связи с этим обстоятельством взаимоувязка месторасположения бизнеса и наличие платежеспособного клиента жизненно необходима.