Как известно, Министерство спорта РФ завершающий год работает в рамках Стратегии-2020, которая была утверждена президентом В.В. Путиным ещё в августе 2009 года. Много воды утекло с тех пор, многое изменилось в современной России, в системе физической культуры, двигательной активности, массового и профессионального спорта, в среде производителей и потребителей спортивно-зрелищной информации. Настала пора активной разработки Стратегии развития физической культуры и спорта в России до 2030 года, которую в готовом виде глава государства ожидает получить до 30 октября сего года.
На текущий момент Стратегия-2030 интенсивно прорабатывается, обсуждаются её различные разделы, управленческие, экономические, правовые и организационные аспекты. Встречаясь неделю назад, 19 февраля, с представителями спортивных организаций, федераций, отраслевых вузов, министр спорта О.В. Матыцин обсуждал основные положения новой Стратегии, пытался установить причины невыполнения многих пунктов прошлого документа — Стратегии-2020.
В частности, министр спорта РФ указал: «Постоянное взаимодействие с физкультурно-спортивными обществами и объединениями, понимание тех задач, которые стоят сегодня перед спортивной отраслью, является необходимым для Министерства спорта. Этот диалог является бесценным, – отметил Олег Матыцин. – Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, которую мы сейчас разрабатываем, должна быть основана на профессиональном опыте и знаниях руководителей обществ и организаций, осуществляющих работу с населением. Для меня и моих коллег очень важно понимать реальные проблемы, которые есть в этих организациях, и находить механизмы их решения».
Очевидно, что заявленная в Стратегии-2020 цель формирования новой национальной системы физической культуры и спорта в стране не достигнута — что, в общем-то и понятно, поскольку локальные задачи ставились скромнее — «усовершенствовать», «модернизировать», «улучшить», «оптимизировать».
Следует также принять во внимание и тот факт, что в Стратегии-2020 нет упоминания о Чемпионате мира по футболу, прошедшего в России в 2018 году, поэтому целый пласт проблем и достижений выпадает из рассмотрения (затраты на стадионы и инфраструктуру, инвестиции в футбол, окупаемость объектов, дотации правительства на последующие годы [2019-2023 г. в размере 3 млрд. руб. ежегодно] на поддержание стадионов. Отдельный вопрос – разработка бизнес-планов по многоцелевому использованию стадионов и реальная возможность их коммерческого использования.
Напомним, что общая сумма инвестиций России в ЧМ-2018 составила, по некоторым оценкам, 13,2 млрд. долл. См. Самый дорогой Чемпионат мира по футболу.
За небольшое, казалось бы, время в 10 лет сильно поменялся внешнеполитический и социальный ландшафт, обострилась ситуация с информационными противостояниями и допинговыми скандалами, лишением прав олимпийской и паралимпийской команд России права выступать под своим флагом и гимном, одну за другой отзывает МОК олимпийские награды, вручённые нашим атлетам на Олимпиаде в Сочи. В общем, вызовы, указанные в Стратегии-2020 безнадёжно устарели.
Вызовы нового времени
В Стратегии-2020 выделялось 4 вида вызовов современности: ухудшение здоровья и физической подготовленности населения, ухудшение состояния детско-юношеского спорта в стране, усиление конкуренции в мировом спорте и слабость отечественной системы ФиС в инновационном плане.
Современные реалии таковы, что вызовы можно переформулировать следующим образом:
— В период 2016-2020 гг. состоялась международная атака на российский профессиональный спорт. Поводом послужили обвинения в использовании допинга отечественными атлетами, основанными на показаниях Г. Родченкова. Несмотря на признание вины, выплату штрафа и официальные извинения экс-главы ОКР А. Жукова, политический и экономический накат на РФ со стороны МОК, Паралимпийского комитета, ВАДА и части Международных спортивных федераций не прекращается. Ныне на повестке дня – отстранение РФ от Олимпиад и ведущих мировых форумов на предстоящие 4 года. Думается, что и в дальнейшем наши западные «партнёры» не успокоятся (живой пример тому — обыски наших биатлонистов А. Логинова и Е. Гараничева на ЧМ в Италии. Полиция ничего компрометирующего не нашла — но недоброжелатели могли бы что-то и подбросить). Санкции различных видов, финансовые взыскания, диффамация и нанесение ущерба репутации атлетам, тренерам, страны в целом нам на ближайшие годы обеспечены (не говоря об экономическом ущербе для РФ, недополученной прибыли от использования элитных спортсооружений при запрете проведения главных спортивных форумов в России).
В связи с этим руководству российского спорта (Министерству спорта, ОКР, спортивным федерациям, лигам, спортивным объединениям) следует разработать и осуществить ряд контрмер организационно-управленческого и правового характера для выстраивания новых глобальных систем соревнований и участия России в них.
— На текущий момент очень серьёзным вызовом для России в целом является старение населения. В последние годы был небольшой всплеск рождаемости, но в 2018-2019 гг. он сошёл на нет. В будущие годы (до 2030 г.) тенденция падения рождаемости будет продолжаться. Отсюда следует несколько важных выводов:
а) Системе ФиС в России следует переструктурироваться под рост числа пенсионеров и предпенсионеров (сформировать систему эффективной двигательной активности под старшее поколение);
б) Поддержать корпоративный спорт различными инструментами (методическим обеспечением, налоговыми, правовыми, финансовыми инструментами, рекламой и пропагандой);
в) Система ФиС в стране должна быть переконфигурирована под критерии долголетия, здоровья, культуры питания, отдыха, противостояния вредным привычкам);
г) Государственные структуры, управляющие ФиС (федеральное министерство, местные министерства, муниципальные структуры) должны теснее взаимодействовать со спортивным бизнесом, формировать заказы фитнес-индустрии и прочим игрокам рынков двигательной активности).
— Система международных экономических санкций может в любой момент распространиться на продукцию спортивной индустрии – спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь, тренажёры, оборудование. Кроме того, современная спортивная индустрия — это высокотехнологичные производства, дизайн, искусственный интеллект, компьютерное обеспечение, программирование, IT-технологии, цифровизация многих процессов. Это – продукция на экспорт, это – новые рабочие места, налоги и проч. Стратегия-2030 должна содержать в себе элементы поддержки данной сферы, модели взаимодействия с ассоциациями предпринимателей и союзами спортивной индустрии.
— В Стратегии-2030 следует также отразить такой вызов, как слабое развитие малого и среднего предпринимательства в физической культуре, массовом и профессиональном спорте, в производстве спортивных товаров, услуг, работ, информации.
— В Стратегии-2030 следует закрепить принципы демократизации управления отраслью ФиС в стране – больше учитывать мнение местного населения при развитии тех или иных видов спорта, проводить маркетинговые исследования, онлайн и офлайн-опросы, устраивать общественные слушания, теледебаты на местных и федеральных телеканалах, вебсайтах.
— В Стратегии-2030 следует закрепить принцип открытости, транспарентности в управлении отраслью ФиС, распределения и использования финансовых средств на те или иные проекты, публиковать для всех пользователей спортивную статистику.
Наконец, следует признать и такой специфический вызов отечественной физической активности и спорту, как низкая платёжеспособность населения. Скромные зарплаты, низкие социальные пособия и практически повсеместная платность спортивных секций, залов, спортивных сооружений, спортивной амуниции, оставляет за бортом физкультуры и спорта не только подрастающее поколение, родители которого не могут заплатить за своих детей, но и целые категории других людей – инвалидов, предпенсионеров и пенсионеров, студентов, людей старшего возраста. Бюджеты всех уровней могут и должны принять участие в софинансировании ФиС, в том числе ограничивая аппетиты профессиональных спортивных клубов и отдельных атлетов.