Весьма эффективным инструментом управления событиями и процессами в физкультурно-спортивной сфере являются целевые программы. С помощью целевых программ государственные органы, муниципальные образования и международные спортивные организации реализуют крупномасштабные цели и проекты в среднесрочном или долгосрочном периоде.
Как правило, целевые программы представляют собой публично-правовой документ, доступный для ознакомления широким кругам общественности, в котором определяются цели программы, сроки ее реализации, источники финансирования, исполнители, способы контроля и ожидаемые результаты на каждом этапе или по завершении программы.
В сфере физической культуры и спорта обычно используется несколько типов целевых программ, которые осуществляются:
- Международным Олимпийским комитетом в области поддержки инвалидного спорта, олимпийского образования, спорта в бедных странах и т.д.;
- Международными спортивными организациями и федерациями по антидопингу, по защите окружающей среды, по пресечению шовинизма и расизма в среде болельщиков и спортсменов;
- На территории ряда стран, подписавших соответствующие международные соглашения (например, в области развития женского спорта, строительства спортсооружений и проч.);
- Отдельными государствами по особым приоритетным направлениям (например, «Молодежь и спорт», «Инвалидный спорт», «Спорт для пожилых» и т.д.);
- Областными, краевыми и муниципальными властями в рамках своих территорий. При этом целевые программы носят либо узкоспециализированный характер (т.е. предназначены для поддержки одного или нескольких направлений физкультурно-спортивной деятельности), либо системный, комплексный характер (направлены на поддержку физкультурно-спортивного движения в целом).
Рассмотрим более подробно каждый из типов целевых программ и приведем конкретные примеры их реализации на каждом из отмеченных нами уровней.
1. Целевые программы Международного Олимпийского комитета. МОК как наиболее значительная и влиятельная спортивная организация, ведет большую работу по поддержке олимпийского движения и спорта посредством различных образовательных, пропагандистских и культурных программ. К числу таких программ относятся Программа олимпийской солидарности, Программа выпуска олимпийских памятных медалей и монет, деятельность Международной Олимпийской академии (МОА) и ряд других.
Программа олимпийской солидарности (эмблема которой представлена на рис.1) предусматривает финансовую помощь спортсменам из тех стран, которые не в состоянии оплатить подготовку и пребывание на Олимпиадах своих атлетов. Так, в рамках подготовки к Олимпиаде-2004 в Афинах финансовую помощь под эгидой Программы олимпийской солидарности получили свыше 900 спортсменов (287 мужчин и 652 женщины) от более чем 140 Национальных Олимпийских комитетов. Помимо того, помощь была оказана 55 спортивным делегациям.
В результате реализации Программы олимпийской солидарности на Олимпиадах расширяется представительство спортсменов из разных стран (в том числе бедных и слаборазвитых), что придает импульс к развитию спорта и ознакомлению с идеями олимпизма людей в самых отдаленных уголках земного шара.
Свои образовательные программы МОК реализует посредством Международной Олимпийской академии (МОА), которая регулярно проводит следующие мероприятия:
- организует ежегодные международные сессии, на которые направляются по одному молодому человеку и одной девушке от каждого Национального Олимпийского комитета;
- реализует специальную Олимпийскую программу занятий для аспирантов;
- проводит международные сессии для педагогов и руководителей институтов физической культуры, национальных Олимпийских академий и спортивных журналистов;
- проводит специальные сессии для организаций, присоединенных к Олимпийскому Движению (НОКов, Международных спортивных федераций, Ассоциаций тренеров, рефери и спортивных менеджеров;
- проводит специальные сессии для учреждений и организаций, косвенно связанных с Олимпийским движением, цель которых состоит в том, чтобы продвигать Олимпийские ценности;
- организует проведение конференций по спортивной науке.
2. Целевые программы Международных спортивных федераций (МСФ). Не остаются в стороне от разработки и реализации целевых программ Международные спортивные федерации. Назначение таких целевых программ может быть самым разным и охватывать широкий круг проблем – экономических, экологических, социальных, этнических. В качестве примера приведем целевые программы таких известных спортивных федераций, как ФИФА и УЕФА.
Программа УЕФА «Футбол против расизма в Европе» (FARE) имеет целью противостоять любым формам проявления расизма или ксенофобии (см. рис.2).
Программа предусматривает ряд мер, которые следует предпринимать клубам для успешной борьбы с расизмом. Сюда входят дисциплинарные меры по отношению к игрокам или болельщикам, принимающим участие в расистских выходках. Футбольные клубы также должны предотвращать распространение литературы расистского характера на стадионах и вблизи от них. К этим же мерам можно отнести предоставление работы или услуг вне зависимости от расовой принадлежности клиента или работника, равно как и выработку общей стратегии поведения для полиции и стюардов на матчах по отношению к происшествиям расистского толка.
Президент УЕФА и директор-распорядитель этой организации обратились ко всей футбольной Европе с заявлением, призывающим претворить Программу FARE в жизнь. В частности, они заявили, что «расизм – это та проблема, на которую мы не можем закрыть глаза. Надеемся, что все части европейского футбольного сообщества смогут объединиться в борьбе против него и сделать все возможное, чтобы избавиться от расизма не только на стадионах, но и за их пределами».
Программа FARE включает в себя десять пунктов по борьбе с расизмом, которыми рекомендуется:
- Выработать и обнародовать заявление, в котором клуб решительно осуждает расизм. В нем непременно должны указываться меры, применяемые к тем, кто скандирует расистские лозунги на трибунах стадионов. Текст заявления должен быть напечатан в программке матча. Он также должен быть размещен на видном месте на стадионе.
- Публично осуждать скандирование расистских лозунгов на матчах.
- Не продавать сезонные абонементы лицам, принимавшим участие в действиях расистского характера.
- Не допускать распространения литературы расистского характера внутри и вблизи стадионов.
- Принимать дисциплинарные меры по отношению к футболистам, чьи действия можно определить как расистские.
- Связаться с другими клубами, чтобы убедиться в том, что те полностью понимают позицию клуба по отношению к расизму.
- Поощрять выработку общей стратегии поведения полиции и стюардов на матчах по отношению к поступкам расистского характера.
- В срочном порядке удалить со стадионов все надписи и рисунки расистского содержания.
- Обеспечить равные возможности предоставления работы или услуг вне зависимости от расы клиента или работника.
- Работать с другими группами или агентствами, такими, как объединения игроков, болельщиков, школьные и добровольческие организации, молодежные клубы, спонсоры, местные власти и полиция. В рамках этого сотрудничества – проводить специальные программы, имеющие своей целью полное уничтожение расизма и дискриминации во всех проявлениях.
Под эгидой ФИФА реализуется Программа Справедливой Игры (Fair Play Campaign) – ее эмблема представлена на рис.3.
Программа FPC, осуществляемая ФИФА – это гораздо больший комплекс мероприятий, чем просто продвижение справедливой игры в течение соревнований. Программа имеет целью улучшить спортивную окружающую среду для всех лиц, прямо или косвенно связанных с футболом. «Как высший орган мирового футбола, ФИФА отвечает открыто на вызовы современности. Как организация с мировым статусом и авторитетом, ФИФА призывает всю мировую общественность использовать выдающуюся роль спорта, и особенно футбола, как средства доставки ясных и позитивных идеалов для всех народов мира, а также ликвидации недостатков, подрывающих общественное устройство». Эти слова президента ФИФА Й.Блаттера недвусмысленно иллюстрируют обязательства ФИФА по Программе FPC как далеко идущей концепции социальной ответственности.
В рамках Программы FPC ФИФА установила стратегические связи с международными организациями, которые имеют аналогичные цели – с UNICEF (Детским Фондом ООН), WHO (Всемирной организацией здравоохранения), ILO (Международной организацией труда), чтобы совместно с ними совершенствовать общественные отношения. Наиболее острые проблемы современного мира – такие, как детское здоровье, равенство прав, проблемы образования и окружающей среды – не остаются без внимания ФИФА. Борьба против дискриминации, расизма и детского труда, за равные возможности образования для мальчиков и девочек, интеграция инвалидов в общество – некоторые из приоритетов, на которых ФИФА концентрируется уже много лет. Начиная с 1993 г., когда была запущена Программа FPC и принят ее лозунг «Моя Игра – Справедливая Игра», он трактуется ФИФА расширительно – как отношение к жизни и окружающим нас проблемам.
3. Государственные целевые программы. К использованию такого действенного инструмента, как целевые программы, часто прибегают органы государственной власти разных стран мира. Под воздействием каких-либо факторов (неудачных выступлений национальных спортивных команд на мировом уровне, при возрастании детской и подростковой преступности, при высоком потреблении спиртных напитков, наркотиков, табачных изделий и проч.), законодательные и исполнительные органы власти предпринимают усилия по преодолению таких негативных проявлений. План мероприятий по устранению деструктивных процессов и явлений оформляется в виде соответствующей программы. При этом подготовленные программы могут иметь статус общегосударственных (федеральных целевых программ) или ведомственных (осуществляемых под эгидой какого-либо ведомства – например, министерства здравоохранения или министерства по спорту, туризму и молодежной политики).
К числу федеральных относятся целевые программы, имеющие межведомственный характер, требующие координации усилий различных министерств и организаций, центральных и местных властей. Типичным образцом государственной целевой программы является Программа «Готов к труду и обороне», которая реализовывалась в СССР для всех возрастных групп в школах, на предприятиях, вузах, армейских подразделениях.
В современной практике многих стран государственной властью принимаются и реализуются целевые программы в рамках молодежной политики (например, развития молодежного и детско-юношеского спорта), оздоровления населения, строительства спортивных сооружений, пропаганды здорового образа жизни и прочих направлений.