Современные экономические отношения в области физической культуры и спорта чрезвычайно разнообразны и многогранны; они охватывают широкий спектр вопросов социального, экономического и культурного характера. Особенно интенсивно в нашей стране и за рубежом развивается в последние десятилетия предпринимательская деятельность в физической культуре и спорте, – всё более коммерческим становится профессиональный спорт, активно развиваются рынки платных услуг в сфере двигательной активности, оздоровительного спорта и спортивного туризма. Для того, чтобы упорядочить этот процесс, ввести его в позитивное русло, исключить возможные злоупотребления, государство воздействует на сферу экономических отношений в физкультуре и спорте посредством ряда инструментов.
Одним из основных инструментов упорядочения экономических отношений в области физической культуры и спорта является соответствующая правовая база, которая представляет собой комплекс законодательных и нормативных правовых актов по вопросам хозяйственной деятельности в физкультурно-спортивной сфере. На основе сформированной правовой базы строятся все экономические отношения производителей спортивных товаров, услуг и информации между собой, с другими субъектами экономики, с государственными и муниципальными структурами. Наличие правовой базы позволяет участникам спортивной индустрии четко очертить круг своих полномочий, прав и обязанностей. Такая фиксация правомочности всех субъектов экономико-спортивных отношений существенно упрощает процедуру разбора жалоб и исков в случаях возникновения хозяйственных споров, устраняет различные толкования тех или иных положений закона. Кроме того, законодательные акты федерального и местного значения определяют источники финансирования физкультурно-спортивных мероприятий, устанавливают специфику и приоритеты в развитии спортивной индустрии.
Основным правовым актом, определяющим общие цели и содержание физкультурно-спортивной деятельности в России, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В нем даются все основные положения правового и экономического плана, на основе которых осуществляется государственное регулирование хозяйственных отношений в физической культуре и спорте. В то же время закон «О физической культуре и спорте в РФ» не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность участников спортивной индустрии. В своей повседневной деятельности участники экономико-спортивных отношений должны руководствоваться и целым рядом других законов, регламентирующих ту или иную сферу экономической деятельности, — в частности, законами «О рекламе», «О защите прав потребителей», «О страховании», «Об основах налоговой системы» и многих других.
Следующим значимым инструментом государственного регулирования экономической деятельности в физической культуре и спорте является лицензирование и сертификация продукции и услуг. Лицензия (от лат. licentia – позволение) представляет собой разрешение, выдаваемое государственным органом на определенный вид деятельности. Лицензирование, то есть процедура выдачи лицензий, необходима для того, чтобы исключить допуск к работе, требующей высокой квалификации лиц, не имеющих достаточной подготовки. Для того чтобы получить лицензию, заинтересованному лицу необходимо, как правило, сдать квалификационный экзамен или выполнить требования целого ряда показателей. Лицензированию подвергаются как физические, так и юридические лица.
Занятия физической культурой и спортом, а также проведение спортивных и зрелищных мероприятий без организации их на должном уровне чреваты серьезными последствиями. Так, отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности привело к несчастным случаям на ряде спортивных сооружений (Лужники и Дворец спорта «Сокольники» в Москве; лыжный стадион в Красноярске; ледовый стадион в Иркутске и др.), повлекшим за собой человеческие жертвы. Предоставление неквалифицированных услуг при занятиях с населением отдельными видами спорта может принести существенный ущерб здоровью занимающихся из-за перетренировки или применения неправильных систем упражнений.
В Российской Федерации лицензирование всех видов деятельности в области физической культуры и спорта по оказанию спортивно-оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется соответствующими федеральными и местными органами власти.
Аналогичную с лицензированием процедуру представляет собой сертификация товаров и услуг. Термин «сертификат» образуется от латинских слов certum – верно + facere – делать, и означает удостоверение, письменное свидетельство. В отличие от лицензий, сертификаты выдаются не на какой-либо вид деятельности, а на конкретный товар или услугу. Сертификат свидетельствует о том, что данный товар или услуга выполнены на должном уровне, с соблюдением необходимых правил и технологий. Работу по сертификации товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта в нашей стране осуществляют федеральные органы исполнительной власти.
Другим важным рычагом государственного регулирования экономической деятельности в области физической культуры и спорта является налогообложение. В большинстве развитых стран мира для сферы спортивной индустрии предусматривается льготное налого-обложение в связи с большой социальной значимостью физкультуры и спорта. Не является исключением в этом плане и Россия. В соответствии со статьей 36 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут частично или полностью освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
Кроме того, отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений могут освобождаться от налогообложения.
Следует также отметить, что по российскому законодательству не включаются в совокупный облагаемый доход при налогообложении физических лиц:
- Стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
- Премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов этих спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства России, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований.
Еще одним значимым инструментом государственного регули-рования экономических отношений в сфере физической культуры и спорта является поддержка внешнеэкономической деятельности физкультурно-спортивных организаций. Конкретно такая поддержка в нашей стране заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют помощь физкультурно-спортивным организациям в осуществлении ими экспортно-импортных операций, реализации программ и проектов в области внешне-экономической деятельности, содействуют участию таких организаций в международных спортивных соревнованиях и спортивно-зрелищных мероприятиях, учебно-тренировочных сборов.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, общероссийские физкультурно-спортивные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, в соответствии с международными договорами России и законодательством Российской Федерации могут освобождаться от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за импортируемые в нашу страну специальные спортивное оборудование, инвентарь, спортивную технику и иные товары для проведения спортивных соревнований, в том числе международных спортивных соревнований, организации учебно-тренировочных сборов для спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с различными категориями населения. Указанные льготы могут также распространяться на предприятия спортивной индустрии и импортируемые в их адрес материалы и оборудование.
Весьма значимой сферой государственного регулирования экономико-спортивных отношений является образовательная система. Российское государство гарантирует всем своим гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, государство гарантирует бесплатное обучение в высших учебных заведениях, которое осуществляется на конкурсной основе.1
Осознавая важность физкультурного образования, государство вводит в образовательные стандарты обязательность физкультурно-спортивной подготовки для учащихся школ, техникумов, студентов и курсантов и в нормативном порядке запрещает сокращать учебную нагрузку по физкультурно-спортивным дисциплинам.
В сферу государственного регулирования экономико-спортивных отношений попадают также процедуры присвоения почетных званий в сфере физической культуры и спорта, установления классности, назначения специальных пенсий и вознаграждений, а также всех иных мероприятий, связанных с финансовым обеспечением государством и правительством отдельных лиц и общественных институтов.
————————————
1 Прив. по: Конституция Российской Федерации, ст.43.