Естественным желанием каждого человека, независимо от его происхождения и страны проживания, является достойный уровень жизни, хорошее здоровье, уверенность в завтрашнем дне. Так было во все времена, начиная с самых ранних этапов развития человеческой цивилизации. Остается это актуальным и в настоящее время. Более того, с развитием экономических отношений и повышением благосостояния большинства стран мира, возрастают и потребности живущих там людей – все, что раньше считалось приемлемым и вполне удовлетворяло потребностям преобладающей части населения, теперь кажется недостаточным, несовременным, не отвечающим духу времени.
Эта постоянная тяга к улучшению своего материального и социального положения служила действенным стимулом к постоянному поиску путей повышения личного и общественного благосостояния. С самого начала этого длинного пути оформились два основных способа приобретения богатства:
- Эмпирический подход – то есть практика проб и ошибок, попытки опытным путем нащупать наиболее универсальные и эффективные способы обретения личного и общественного богатства;
- Путь теоретических обобщений, классификации и систематизации экономических знаний, создания действенных моделей и верных прогнозов – то есть путь науки, выявления общих закономерностей, приводящих к повышению благосостояния наций и удовлетворению их потребностей в максимальном объеме.
По обозначенным направлениям происходит неустанное движение вперед; меняется мировой жизненный уклад, поведение людей, общественные институты. В соответствии с этими переменами меняются опытные подходы и экономические доктрины.
Но если все общественные и хозяйственные отношения находятся в непрестанном движении и изменении, то можно ли говорить о науке и научном подходе, который будет базироваться на строго установленных законах и формулах? Ведь человек – это не то, что движущееся тело в физике или реакция взаимодействия веществ в химии. Это мыслящий объект со своим характером, мыслями, ценностями, потребительскими предпочтениями. В отличие от точных наук, в экономической деятельности невозможно дать абсолютно точные прогнозы и решить хозяйственную задачу, точно сходящуюся с ответом.
Экономика как наука базируется на многих других научных дисциплинах – психологии, биологии, истории, философии. Подобно эквилибристу, удерживающему равновесие на отдельных неустойчивых элементах, экономика как наука дает приемлемые результаты, хотя, конечно, не с той степенью точности, которая принята в астрономии, механике или математике.
Такая неоднозначность и «неточность» в расчетах и моделях, долгое время препятствовала становлению экономики как науки. Хотя первые попытки дать соответствующие определения были предприняты еще Аристотелем, который выделял два направления – хрематистику – науку о богатстве и экономику – науку о рациональном ведении домашнего хозяйства. Адам Смит сформулировал предмет и задачу экономической науки иначе – «она призвана обогатить народ и суверена».
Позднее стали появляться отраслевые экономические науки, изучающие более узкие сферы хозяйственной деятельности. Следом за политической экономией появились такие дисциплины, как история экономических учений, экономическая теория, экономика предприятия, экономика торговли, сферы услуг, информационная экономика.
Во второй половине ХХ века начинает формироваться и такая наука, как экономика спорта, объектом изучения которой стала обширная область физической культуры и спорта. К этому времени сложились объективные предпосылки для выделения экономики спорта в отдельную отраслевую науку, которая бы вносила свою лепту в копилку экономических знаний и указывала путь к повышению благосостояния нации через двигательную активность и спорт.
В настоящее время экономика спорта переросла в комплексную науку, со многими направлениями и вспомогательными дисциплинами, структура которой представлена на рис.1.
В системе градации по уровням функционирования экономики спорта наиболее удобна классификация по двум признакам – по величине хозяйствующих субъектов, действующих в системе физкультурно-спортивных отношений, и по подразделению на профессиональный (коммерческий) и массовый (любительский или некоммерческий) спорт. Основные различия по линии водораздела между коммерческим и некоммерческим спортом проходит по типам потребностей и потребителей.
В части любительского спорта основными потребностями являются запросы эстетического, оздоровительного и развлекательного характера – люди хотят быть красивыми, здоровыми и энергичными. Спортивные игры позволяют также интересно и с пользой для здоровья проводить свободное время. Что же касается коммерческого спорта, то главные потребности в данной сфере связаны, в основном, с ведением предпринимательской деятельности. Одна сторона в лице атлетов, тренеров, производителей спортивных товаров и услуг, заинтересована в получении прибыли и самореализации, другая сторона, в лице любителей спорта, предъявляет спрос на зрелища.
Другой тип классификации связан с локацией экономики спорта в системе других гуманитарных наук, определения ее функций и междисциплинарных связей (см. рис.2).
Для того, чтобы в полной мере выполнять свои функции и указывать верные пути развития массового и профессионального спорта, экономике спорта необходимы соответствующие возможности, средства и инструментарий.
Функции экономики спорта. Основными функциями экономики спорта являются:
- сбор фактического и статистического материала, касающегося отрасли физической культуры и спорта;
- обработка полученных данных, их систематизация и классификация, объяснение и интерпретация в рамках создаваемых теорий и моделей:
- верификация теоретических концепций, их критический анализ и модернизация; переход к качественно новым категориям и научным построениям на базе рабочих гипотез;
- распространение знаний по экономике спорта для широких кругов общественности и научных сообществ, работающих в пограничных и смежных областях;
- подготовка квалифицированных исследователей для экономики спорта;
- составление прогнозов экономического развития национальной и мировой системы физической культуры и спорта;
- выдача практических рекомендаций для бизнеса, органов власти и управления по формированию сбалансированной и эффективной отрасли оздоровительно-массового и профессионального спорта.
В нашей стране экономика спорта как наука в комплексе с ее инфраструктурой и исследовательским ресурсом только формируется. Однако при отсутствии соответствующих возможностей и средств данный процесс может затянуться на неопределенное время. Поэтому для становления экономики спорта как отрасли научного знания необходимы:
- штат исследователей, работающих в сфере создания нового знания в экономике спорта;
- система финансирования научных исследований;
- формирование научных школ и различных направлений в экономике спорта;
- система обмена и распространения профессиональных знаний по экономике спорта и смежным дисциплинам.
К сожалению, российская экономика спорта находится в зачаточном состоянии и не финансируется государством и бизнесом. Остается ожидать более благоприятных перспектив в будущих периодах.
Экономика спорта и экономика спорта как наука разные категории.
Понятие экономики спора как экономической категории не дано, поэтому не могу комментировать.
А вот с рис.2 не могу согласиться.
Забыла. Для становления экономики спорта как области знаний нужен коллектив авторов.
Формируйте!