Президент Белоруссии А.Лукашенко первым среди лидеров стран СНГ пришел к выводу о необходимости внесения изменений в существующую модель финансирования профессионального спорта. Напомним, что на постсоветском пространстве сложилась практика постоянных дотаций коммерческого спорта из центрального и местного бюджетов (или же из прибылей госкомпаний). Выплачивая значительные суммы профессионалам, власти обескровливают другие направления физической культуры и спорта – инвалидный, студенческий, детско-юношеский, дворовый. Не хватает также средств на проведение городских, областных и прочих внутренних соревнований, обустройство спортплощадок и оплату труда тренеров.
Причем эта проблема при устоявшейся системе ФиС носит застарелый и хронический характер. Элитный спорт и контракты легионеров поглощают львиную долю выделяемых ресурсов, а детский и юношеский спорт де-факто становится платным, который не всем родителям по карману. Результат такого незавидного положения дел известен – постепенно ухудшается здоровье населения, снижается продолжительность жизни, растет количество курящих и пьющих граждан, а также численность людей с избыточным весом.
Однако Законы о физической культуре и спорте стран постсоветского пространства непостижимым образом обходят эту главнейшую проблему, касающуюся пропорций финансирования массово-оздоровительного и профессионального спорта. Отсутствует такая регламентация в белорусском, украинском, российском и казахстанском законодательстве (их краткий обзор можно найти на нашем сайте).
Замалчивание данной проблемы, как убедились законодательные и исполнительные власти многих государств, только усугубляет существующее положение. Денег на элитный спорт требуется с каждым годом все больше. И если раньше финансовые ресурсы выделялись, в основном, местным футбольным, хоккейным, волейбольным и баскетбольным клубам (по преимуществу, мужским командам), то теперь положение изменилось и дотации хотят получать представители других видов спорта. Их аргументы при этом достаточно убедительны – результатов мы добиваемся не меньших (а иногда и больших), значит и нам надо помочь финансово, организационно и морально.
Скажем более того, в сложившейся дотационной системе плохо развивается спортивный менеджмент, работа с болельщиками, продажи трансляций и прочие направления коммерческой деятельности, которую должны вести спортклубы на рыночной основе. И такое состояние дел вполне понятно – зачем суетиться, зарабатывать по мелочам, когда можно получить из бюджета все сразу.
Не будем говорить о криминальной стороне дела, об откатах, которые могут получать некоторые депутаты и чиновники за положительное голосование по вопросу выделения избранным спортклубам финансовых средств. Упомянем лишь, что описанная нами модель развития профессионального спорта, пожирающего массовую двигательную активность, обладает кардинальными встроенными дефектами, полностью избавиться от которых нельзя. Кто-то должен был сказать, что король голый.
Таким человеком стал Александр Лукашенко. По-видимому, при принятии соответствующего решения на президента Белоруссии повлияла не самая лучшая экономическая ситуация в стране и прошедший валютный кризис. Несмотря на свою любовь к большому спорту, А.Лукашенко здраво решил, что в таком русле ситуация дальше развиваться не может, — следует принимать далеко идущие решения. Так появился Указ Президента РБ: № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта».
Согласно данному правовому акту, все спортивные клубы Белоруссии должны выйти до конца 2015 года на 50-процентную самоокупаемость. Пресс-служба президента поясняет, что «документ принципиально изменяет подходы к вопросам оказания поддержки спортивным организациями и направлен на ее оптимизацию». Поддержка будет в первую очередь оказываться клубам по игровым видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр. Рассчитывать на получение поддержки из всех предусмотренных указом источников смогут лишь клубы, чьи команды выступают в высших лигах.
К средствам государственной поддержки также будут относиться средства, получаемые клубами по указу президента Беларуси от 1 июля 2005 года № 300 от государственных организаций, у которых 50 и более процентов акций находится в собственности государства.
Более четко определена доля средств, направляемых на развитие детско-юношеского спорта из средств полученной поддержки, – не менее 15%. «Это позволит значительно укрепить материально-техническую базу детско-юношеских спортивных школ, повысить мотивацию тренерского состава и обеспечение соревновательной деятельности учащихся», — говорится в сообщении пресс-службы президента.
В указе обозначен ряд обязательных условий, стимулирующих клубы к увеличению доходов от собственной хозяйственной деятельности. В том числе с этой целью значительно расширен перечень видов предпринимательской деятельности, которые спортивные организации могут осуществлять без образования коммерческих организаций. С учетом этих нововведений предполагается постепенное увеличение доли средств, получаемых клубами за счет собственного бизнеса. К 2015 году они должны зарабатывать не менее половины средств самостоятельно.
Помимо этого, Указ утвердил перечни:
• спортивных организаций, которым оказывается государственная поддержка;
• видов расходов на обеспечение работы клубов по игровым видам спорта;
• видов расходов на обеспечение работы республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, торгово-производственного частного унитарного предприятия «Белорусский клуб биатлона».
Указом № 191 определены следующие виды поддержки:
— безвозмездная передача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям денежных средств, в т.ч. путем направления их на оплату товаров (работ, услуг);
— субсидии за счет средств местных бюджетов;
— предоставление права спортивным организациям, созданным в форме общественных объединений (ассоциаций, союзов), осуществлять предусмотренные в п.11 Указа № 191 виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них;
— предоставление налоговых льгот;
— предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»;
— иные виды в соответствии с законодательством.
Конечно, Указ А.Лукашенко вряд ли решит все проблемы белорусского спорта. Однако с чего-то надо начинать. Думается, что президент Белоруссии на правильном пути. Его пионерский опыт наверняка станет примером для подражания для других стран постсоветского пространства, которые имеют в своем багаже схожие проблемы.