Вышел в свет учебник «Государственное управление в сфере спорта», изданный под эгидой Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина и Института современного прикладного права. Объёмный труд в 485 страниц под редакцией д. ю. н., проф. Понкина И.В. содержит много интересных материалов, актуальных как с точки зрения менеджмента, так и спортивного права в его теоретическом, философском и прикладном аспектах.
Учебник написан коллективом из четырёх соавторов, каждый из которых освещает тот или иной раздел (т.е. соавторство разделено). В десяти главах подробно рассматриваются вопросы государственного управления и самоуправления в спорте, анализируются системы органов госуправления в сфере спорта, вопросы финансирования спорта, темы административной ответственности. И, естественно, приоритетным разделом выступает глава 4, посвящённая правовому обеспечению и регулированию государственного управления в сфере спорта.
В предисловии, написанном завкафедрой спортивного права Института современного прикладного права МГЮУ к.ю.н., доц. Рогачёвым Д.И. с некоторым привкусом горечи отмечается, что многим спортивным организациям России и всем 85 субъектам федерации не помешали бы штатные юристы по спортивному праву. Нужны они и 20 тысячам муниципальных образований.
Однако спроса на спортивных юристов в РФ почти нет и при нынешней организации профессионального спорта его не предвидится. Что же касается государственного управления спортом при помощи права – эта тема также находится в зачаточном состоянии и таковой будет оставаться ещё неопределённое время – таков мой пессимистический прогноз. Гораздо легче управлять по понятиям, чем по законам и иным правовым нормам. Да и наш основной закон «О физической культуре и спорте» от 2007 года написан таким образом, что трактовать его можно однозначно – Правительство РФ всё определяет. То же самое можно сказать и о региональных законах – например, Московской области, где главным действующим лицом является губернатор. Юристы здесь не у дел.
Но не будем о печальном. Возможно, некачественные законы о двигательной активности и спорте перепишут, в них будут внесены конкретные нормативы, проценты и цифры, по поводу которых можно будет спорить – в том числе в судебных заседаниях. Сейчас это возможно лишь для спортивных арбитражных судов, которые не являются государственными.
Приступая к изложению курса, авторы берут на себя непростой труд классификации понятий «спорт», «профессиональный спорт», «массовый спорт» и «спорт высших достижений». Эта научная работа проделана авторами добротно и качественно, с анализом зарубежного опыта.
Что же касается понятия «менеджмент» и его определений в главе 2, то здесь есть некоторые сомнения. Всегда ли менеджмент – управление людьми? И всегда ли люди образуют организации?
Здесь можно сказать, что на макроуровне (каковым является госуправление) инструментом являются не конкретные индивиды, а условия для занятий двигательной активностью – платность или бесплатность, налоговые ставки, вычеты по коммунальным платежам или компенсации занимающимся (см., например: Фитнес за счёт государства). Иными словами, Минспорта и правительство управляют условиями, а уже последние управляют людьми.
При этом надо помнить, что самый массовый сегмент спорта и двигательной активности – это индивидуальные занятия граждан, делающих дома зарядку, пробежки или ездящих на велосипедах. Их примерно 75% от общей численности занимающихся и они не образуют никаких организаций.
Не будем описывать всего содержания учебника. Желающие ознакомиться с ним могут это сделать самостоятельно, продуманно и без сторонних комментариев.
Мне в заключение лишь хочется сказать, что учебник, по-видимому, несколько перегружен фактическими материалами. Вряд ли магистранты способны удержать в памяти такой объём информации. Да и на изучение подобного курса требуется, по самым скромным оценкам, не менее 300 аудиторных часов. И это с учётом того, что слушатели уже имеют чёткие представления об общем и отраслевом менеджменте, о экономике спорта, о государственном регулировании и современных политических системах.
Но, надо констатировать, что большая работа проделана и она сама по себе представляет ценный вклад в теорию и практику государственно-правового управления спортом.