На днях стало известно о выходе на биржу гранда английского футбола – клуба «Манчестер Юнайтед». Размещать свои акции, первичная цена которых пока неизвестна, «МЮ» планирует на Нью-Йоркской фондовой бирже. В документах, поданных в SEC (Комиссию по ценным бумагам и биржам), указывается, что футбольный клуб планирует привлечь после продажи акций примерно 100 млн. долл., которые пойдут на финансирование имеющихся у «МЮ» задолженностей.
Кроме того, клуб не скрывает своего плохого финансового состояния и того факта, что дивиденды по акциям выплачиваться не будут. Общеизвестно, что акции «МЮ» уже котировались на Лондонской фондовой бирже с 1991 по 2005 гг. Но после того, как полноправным владельцем клуба стала семья американского миллиардера М.Глейзера (который летом 2005 г. довел свой пакет акций до 97%), бумаги были сняты с котировок. Новый хозяин решил перевести клуб из статуса открытого акционерного общества в частную корпорацию.
Новое IPO (первоначальное публичное предложение акций) планировалось вначале провести на Сингапурской фондовой бирже и привлечь 1 млрд. долл. Видимо, руководство клуба рассчитывало на многочисленных болельщиков «МЮ», которые появились в Азии после выставочных выступлений знаменитого клуба.
Однако позже планы изменились. Неудачное размещение акций Facebook на американской бирже NASDAQ, которые буквально за две недели потеряли треть своей стоимости, упав с 38 до 29 долл. за акцию, обескуражило многих. Поэтому планы «МЮ» пришлось скорректировать до более скромных значений.
Перед клубом и финансовыми консультантами «МЮ» стоит теперь весьма непростая задача – с одной стороны, желательно получить с продажи планируемого пакета акций максимальную сумму – не менее 100 млн. долл. (но лучше 300-400 млн. долл.), с другой стороны – весьма нежелательно размещаться по верхней планке ценового диапазона (как в случае Facebook), так как это может привести к быстрому обвалу котировок.
Стороннему болельщику может показаться странным забота о будущих котировках акций футбольного клуба. Чего проще – вышли на биржу, продали всем желающим акции, получили свои деньги. Клуб может заплатить игрокам, вернуть долги. А что будет дальше, уже не так важно.
Но на самом деле это неверное рассуждение. Обычно на биржу компания поставляет не все выпущенные акции, а лишь какую-то их часть – например, 15 или 20%. Остальные бумаги остаются в распоряжении владельцев. Так делается по нескольким причинам. Во-первых, если продать на IPO сразу все акции, то владельцами клуба станут многочисленные держатели данных бумаг, а основных, контролирующих акционеров просто не будет. Иными словами, те люди и компании, которые ранее владели клубом, в этом случае перестанут контролировать бизнес.
Второй момент связан с тем обстоятельством, что легче продать малое количество акций, чем большое, так как значительное предложение снизит котировки бумаг. И третий момент состоит в том, что снижение стоимости (капитализации) клуба и его брэнда – весьма нежелательное явление. Если, например, клубу потребуются банковские кредиты, то их можно получить под залог акций клуба. Но если акции упадут в цене до определенного минимального уровня, банк во избежание убытков начнет продавать заложенные бумаги – что может и вовсе обрушить капитализацию футбольного клуба.
С точки зрения экономики спорта выход «МЮ» на IPO – очень интересный и показательный факт, который, возможно, станет известным ориентиром для других топ-клубов – в том числе и российских. Интересным здесь будет, прежде всего, социальный портрет инвесторов, желающих купить акции футбольного клуба без перспектив получения дивидендов. Кто будут эти люди и компании? Болельщики, желающие поддержать свою любимую команду; спонсоры, заинтересованные в проведении рекламных акций через спорт, биржевые спекулянты, рассчитывающие на быстрый рост котировок, или кто-то еще?
Если рассчитывать на поддержку болельщиков, то не очень понятна логика владельцев «МЮ», выходящих на биржу в Нью-Йорке. Известно, что в США футболом называют совсем другой вид спорта. Да и болельщиков у «соккера» гораздо меньше, чем у американского футбола. В этом смысле какая-либо из азиатских площадок была бы предпочтительней. Но это лишь предположения, так как нам неизвестны результаты предварительных замеров рынка и маркетинговых исследований.
В любом случае, для болельщиков всего мира и для менеджеров футбольных федераций предстоящее IPO «МЮ» будет знаковым событием. Но еще более пристально футбольной общественности и специалистам по экономике спорта следует наблюдать за последующей динамикой курса акций, за отчетностью клуба, за поведением новых акционеров, за тем, как они будут голосовать на общих собраниях и как это отразится на доходах клуба и зарплатах игроков. Полученный опыт можно будет учитывать при организации отечественных футбольных клубов и федераций, которые также могут стать впоследствии акционерными обществами.