Первый памятник воронежскому поэту-лирику Алексею Васильевичу Кольцову был открыт в одноимённом сквере 9 ноября 1868 года. Об этом событии мы рассказывали в статье, посвящённой 150-летнему юбилею монумента. История создания, установки и переноса второго памятника А.В. Кольцову также весьма интересна во многих отношениях. В ней есть всё: интрига, ирония, дух времени, отбраковка конкурирующих проектов, эпатаж и роптание воронежцев, поражающие воображение величина и вес гранитного исполина.
К мысли о необходимости создания более внушительного и величественного памятника А.В. Кольцову воронежская общественность стала приходить примерно через полвека после установки первого. Первоначально установленный на высоком постаменте мраморный бюст Кольцову, который вначале вполне удовлетворял эстетические запросы воронежцев, стал менее приемлемым и символичным после торжественного открытия в октябре 1911 года бронзовой статуи другому выдающемуся воронежскому поэту – Ивану Саввичу Никитину. В сравнении с отлитым из металла Никитиным бюст Кольцову казался теперь чем-то непропорционально малым, второстепенным, несерьёзным. Так средневековые художники на своих полотнах изображали фигуры заказчиков, которые были вдвое меньше по размеру фигур царей или святых. Это невольное сопоставление ещё более усилилось после того, как в 1933 году памятники известным воронежским поэтам поместили рядом в Кольцовском сквере.
К идее создания более монументального памятника Алексею Кольцову воронежская общественность вернулась в 1959 году, когда в Черноземье и в стране в целом широко отмечался 150-летний юбилей поэта. Чтобы идея не потерялась за текущими делами, в Кольцовском сквере, вблизи кинотеатра «Спартак», был установлен бетонный памятный знак, на котором записали, что здесь будет сооружён памятник народному поэту А.В. Кольцову.
Впоследствии городская администрация объявила творческий конкурс на лучшее изображение поэта. Скульпторы и архитекторы представили свои версии в изображениях и макетах – на одних Кольцов изображался в роли косаря, на других – в виде всадника, в третьих представал одинокой фигурой поэта-мыслителя.
Конкурс был проведён, определился победитель. Но на том дело и затихло. Сразу скажем, что реализации победившего проекта с образом поэта-косаря из бронзы воронежцы так и не дождались. Во властных эшелонах долго искали средства на покупку металла, оплату труда скульпторов, литейщиков, архитекторов-оформителей. После зондажа ситуации выяснилось, что всё это будет слишком дорого для местной казны, городу следует искать более бюджетные варианты.
И они, естественно, были найдены. От использования дефицитной бронзы, которая распределялась тогда строго по лимитам Госплана, решили отказаться и прибегнуть к более доступному материалу – граниту, нехватки которого не ощущалось. Непубличные переговоры со скульпторами и архитекторами привели к тому, что за исполнение бюджетного проекта памятника А.В. Кольцову согласился взяться известный скульптор, народный художник СССР Павел Иванович Бондаренко. Он имел необходимый опыт в создании советских памятников и мемориалов, работал с гранитом, создавая фигуры Маркса, Ленина, рабочих и колхозников. Ему была поставлена задача обеспечить портретное сходство поэта, поскольку бюст, стоящий в Кольцовском сквере скорее напоминал лик античного героя, нежели отражал реальный облик А.В. Кольцова (см. фото ниже).
В 1973 году возле Покровской церкви, которую в 1933 году воронежские власти сделали Антирелигиозным музеем, начался монтаж из дерева фигуры А.В. Кольцова. Строители, архитекторы и скульпторы хотели убедиться, что памятник хорошо вписывается в ландшафт местности, гармонирует с окружающим антуражем. Для подчёркивания символического смысла под памятником сделали земляную насыпь.
Через три года, в 1976 году гранитный колосс предстал перед взглядами удивлённых воронежцев. 22 октября памятник был официально открыт. Вес монумента составил 85 тонн, высота – более 10 метров. Скульптор Павел Бондаренко твёрдо знал, что теперь уже никто не скажет, что памятник мелковат для масштаба поэта Кольцова. Теперь уже бронзовый Никитин выглядел совсем по-детски на фоне устремлённой ввысь гигантской фигуры Кольцова.
Областная газета «Коммуна» от 23 октября 1976 года сообщала о праздничной атмосфере открытия следующее: «Радостное и долгожданное событие свершилось. Вчера на Советской площади в Воронеже открыт памятник замечательному русскому поэту, нашему земляку Алексею Васильевичу Кольцову. В торжественной церемонии приняли участие партийные и советские руководители области и города, многочисленные представители, трудящиеся, писатели, учащиеся школ и высших учебных заведений.
С сердечной благодарностью к воронежцам за постоянное внимание к его восьмилетнему напряжённому труду обратился автор монумента лауреат Государственных премий, народный художник РСФСР П.И. Бондаренко.
Почётное право открыть памятник предоставляется члену ЦК КПСС, первому секретарю Воронежского обкома КПСС, В.Н. Игнатову, председателю исполкома областного Совета депутатов трудящихся Н.А. Евсигнееву, кузнецу завода им. Коминтерна Герою Социалистического Труда Г.Ф. Анучину, швее объединения «Работница» А.П. Малаховой, поэту, секретарю воронежской писательской организации В.Г. Гордейчеву, члену правления Союза писателей СССР Г.Н. Троепольскому.
Медленно ниспадает белое покрывало, и взору присутствующих предстаёт фигура поэта из серого гранита. Кажется, сам Алексей Кольцов в минуту вдохновенных раздумий пришёл сюда, взглянул на милые его сердцу воронежские дали, да так и застыл, чтобы навсегда остаться с нами в родном городе.
Дружные аплодисменты собравшихся приветствуют знаменательное событие. К подножию памятника пионеры взволнованной стайкой возлагают цветы. А вслед за ними с корзинами и букетами цветов направляется нескончаемая процессия трудящихся».
В вышеприведенной статье мы ни слова не находим о художественных достоинствах памятника. В то же время критических откликов было немало. Похоже на статую Командора, забравшего Дон Жуана в преисподнюю – балагурили воронежцы. Нет, — спорили другие, — это фигура кого-то из чекистов или военных, одетых в шинель. Просто голова заменена на голову поэта Кольцова.
Однако всё это ирония и шутки острословов. На самом деле работа скульптора с гранитом сильно ограничивает его полёт фантазии. Соображения прочности и долговечности конструкции заставляют авторов помимо их желания обращаться к пирамидальным формам. Отделение от корпуса конечностей – дело практически невозможное для монументальных форм (для интерьерных статуй, как, например, для фигуры К. Маркса, показанной на фото вверху, это реально, поскольку там требования к прочности и долговечности конструкции совсем другие). Отсюда и выбор «сурового стиля», с минимальной детализацией лица, костюма, отсутствие проработанных рук и ног. Из плюсов – это относительно низкая цена скульптуры при её огромных размерах.
На отведённом ему месте на Советской площади памятник простоял до 1997 года, пока городская администрация не приняла решение о перемещении монумента примерно на сто метров западнее. Перенос был связан с окончанием строительства нового здания драмтеатра, который носил имя А.В. Кольцова (сегодня это здание уже не является драматическим театром (ныне это Воронежский Концертный зал), хотя в течение длительного периода капитального ремонта основного здания выполняло эту роль).
Но и на новом месте гранитный колосс простоял не слишком долго. Первый 21-летний период локализации на новом месте сменился вторым периодом той же продолжительности. Летом 2017 года гранитный колосс вновь был демонтирован, а 24 августа 2018 года был установлен на новом месте — на пересечении улиц Кольцовской и Плехановской. Ранее по этой площадке были проложены рельсы и ходил трамвай, что исключало локализацию здесь огромного памятника. После 2010 года, когда трамвайное сообщение прекратило своё существование и рельсы были ликвидированы, площадка стала вполне пригодна для установки внушительного гранитного монумента.
Однако интенсивное движение автотранспорта наверняка негативно повлияет на памятник Кольцову, который будет постепенно разрушаться из-за выхлопных газов, вибраций и кислотных дождей. Уже сейчас на монументе видны большие трещины, наспех подкленные и заштукатуренные ремонтниками. Думается, здесь нужна более тщательная работа по металлизации фигуры, уменьшению линии швов или обновлению поверхности памятника с помощью современных технологий. Критические замечания по поводу исполнения фигуры Кольцова не нужно рассматривать всерьёз, поскольку этот памятник — дитя своего времени, середины 1970-х, когда «суровый стиль» и соцреализм преобладал, детализация считалась излишней. Это тоже стиль, хотя и не всеми принимаемый, впрочем, как и стиль Пикассо, кубизма, примитивизма или сюрреализма. Иными словами, гранитный колосс является не только памятником А.В. Кольцову, но и символом времени, коммунистической эпохи, что представляет также большую ценность как для ныне живущих воронежцев, так и будущих поколений.
Коммуна. 1976. 23 окт.
Кононов В. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках. С.102-103.
Памятник А.В. Кольцову: 150-летний юбилей