В этот день, 23 сентября 1933 года, огромные массы воронежцев вышли на улицы: город встречал участников Всесоюзного автомобильного пробега Москва-Каракумы-Москва. Колонна состояла из 23 разных автомобилей отечественного производства; она посетила Воронеж на обратном пути из среднеазиатских пустынь, чтобы отдать дань уважения инженерам и рабочим Воронежского завода синтетического каучука (СК-2).
Начало автопробегу было положено в Москве 6 июля 1933 года; в составе колонны стартовало 93 участника – водители, механики, инженеры, научные работники и представители СМИ. Снаряженные автомобили должны были не только пройти жёсткое тестирование в условиях дальних маршрутов и пустыни, но и показать всему миру качество машин, снаряженных шинами из первого в мире синтетического каучука, первая тонна которого была получена на Воронежском заводе СК-2 19 октября 1932 года.
Из воронежского каучука были изготовлены шины на колёсах 5 автомобилей (их произвели на Ленинградском и Ярославском шинных заводах). Целью пробега была апробация автомобилей, моторов, резины в условиях плохих дорог и бездорожья. Надо сказать, что качество советской продукции оказалось достаточно высоким. Все автомобили выдержали экстремальные нагрузки. В людском плане тоже обошлось без потерь.
Кроме шофёров, механиков, инженеров, корреспондентов в автопробеге участвовала группа красных партизан – героев гражданской войны. Автомашины вошли в Воронеж с запада, их путь через город пролёг по улице 9 Января, Никитинской, Плехановской, проспекту Революции, Степана Разина. Через Чернавский мост колонна проследовала на левый берег, где у завода СК-2 состоялся многолюдный митинг.
Завершился знаменитый автопробег 30 сентября 1933 года. Участники этого беспрецедентного эксперимента провели в пути 86 дней, преодолев почти 9 тысяч 400 километров (из них 1200 км – полного бездорожья).
Источник: Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.182.
Производство СК как инновационный бизнес Воронежа 1930-х годов