Первый фильм о спорте

История спортивной индустрии была бы неполной без рассмотрения такой важной её составляющей как кино. В годы грандиозных экономических преобразований, объявленной В.И. Лениным культурной революции, реализации инновационного плана ГОЭЛРО, создания нового общества было необходимо поддержать заявленные начинания идеологически, духовно, прививая людям новые идеалы, привычки, бытовые поведенческие модели. Одновременно в прошлом следовало оставить такой социальный балласт, как потребление алкоголя, пьянство и табакокурение. Особенно значимым это было для подрастающего поколения и молодёжи, которым следовало отказаться от вредных привычек, заняться спортом, образованием и самообразованием, наукой и инновациями.

Охватить этот круг вопросов был призван наш первый художественный фильм о спорте и околоспортивных отношениях, который был снят режиссёром Семёном Тимошенко в 1936 году. Фильм получил название «Вратарь». Сценарий был написан Львом Кассилем и Лазарем Юдиным.

На большом экране «Вратарь» появился в начале 1937 года – то есть в том же году, когда в СССР было реализовано большое турне команды Басконии. Популярность футбола в ту пору зашкаливала, зрители толпами валили на стадионы, чтобы поболеть за своих кумиров. Матчи чемпионата страны транслировались по радио, а мужская половина назубок знала фамилии наиболее талантливых футболистов, отличавшихся на зелёных газонах.

Надо сказать, что в 1930-е и последующие годы государственный кинобизнес был очень неплохо развит и власти получали от показа фильмов в кинотеатрах двойную пользу: во-первых, имели весьма солидную прибыль, и, во-вторых, отличный пропагандистско-воспитательный эффект в части перековки масс.

Для иллюстрации сказанного приведём данные по Воронежу на 1936 год – на тот момент в городе проживало 330 тысяч жителей. Так, с 1 января по 31 декабря в кинотеатры Воронежа посетило 2 млн. 275 тысяч зрителей. Наибольшим успехом пользовались кинофильмы «Мы из Кронштадта», «Партийный билет», «Дубровский», «Подруги» и другие, не снимавшиеся с экрана по месяцу и более. В предыдущем, 1935 году, кинотеатры города посетило 1 974 700 кинозрителей.

Тогда всё большее число советских людей и воронежцев в частности интересовалось кинематографом, а посещение «электротеатров» (так в первой половине ХХ века называли кинотеатры) становилось модной привычкой. Просмотренные кинофильмы активно обсуждались дома и на работе, в кругу знакомых, друзей и коллег.

Сюжет фильма «Вратарь» переполнен событиями. Здесь поднята и тема социальных лифтов, когда парень и девушка из бригады перевозчиков арбузов запросто попадают в крупный город для учёбы, работы и игры в футбол. Главный герой Антон Кандидов (Григорий Плужник — на фото вверху — в белой форме) благодаря умению классно ловить арбузы становится вратарём заводской команды.

Инженер-инноватор А. Карасик (актёр А. Горюнов)

Инженер-инноватор А. Карасик (актёр А. Горюнов)

Полноватый инженер-инноватор Анатолий Карасик (Анатолий Горюнов -см. фото выше), собравший в свободное время робота (см. фото ниже), демонстрирует большое желание тренироваться, чтобы стать вратарём. Тема инноваций имеет продолжение и в том, что футболисты одной из команд спускаются на поле стадиона на парашютах, успевая к началу встречи.

Робот из к/ф "Вратарь"

Робот из к/ф «Вратарь»

В сюжет фильма сценаристы и режиссёр включают также тему любви и дружбы, внезапно пришедшей спортивной славы, головокружения от успехов, переманивания талантливого вратаря в команду соперников и многое другое.

Пересказывать данный кинофильм нет смысла – тем более, что его свободно можно посмотреть на ютубе. Важно другое – эта картина сыграла необыкновенно важную роль в прокладке физкультурно-спортивного направления в отечественном кинематографе, повлияла на судьбы многих мальчишек и девчонок, решивших заняться спортом. И, конечно, фильм оказал могучее влияние посредством мягкой силы, рекламного воздействия, пиара на последующие поколения советских людей.

Кинобизнес Воронежа в 1936 году

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.