Физическая и спортивная активность представляет собой важный фактор здоровья и развития каждого человека, основной элемент воспитания, культуры и общественной жизни. Включение в физкультурно-спортивную жизнь – право каждого, вне зависимости от пола, возраста, способностей и положения в обществе.
Значимость физической культуры и спорта для общества в сфере воспитания, образования, экономики, охраны здоровья, активного отдыха осознается в настоящее время всеми развитыми государствами мира, которые в целях развития и регулирования физкультурно-спортивных отношений регламентируют их специальными законами.
Первые национальные законы о спорте, физической подготовке и спортивной деятельности появляются в 40-х годах ХХ столетия. Так, в 1937 г. появляется Закон о физической подготовке и рекреации в Великобритании, Закон о спорте в Италии (1942), Закон о физической подготовке и любительском спорте (1961) в Канаде, в Японии (1961), Закон о спорте 1972 г. в Швейцарии, 1975 г. в Греции и т.д. Начиная со второй половины 70-х годов число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается. В 1978 г. Конгресс США принимает Закон о любительском спорте, в 1980-е годы – Финляндия (1980), Франция (1984, 1992), Италия (1984), Испания (1988, 1990), в начале 90-х годов почти все страны Восточной Европы.*
Практически все национальные законы о физической культуре и спорте, несмотря на их различную специфику и разноплановость, обладают общими чертами, касающихся как структуры законов, так и их содержательного наполнения. В частности, национальные законы о спорте регламентируют следующие направления и сферы деятельности:
- В преамбуле декларируют значимость физической культуры и спорта для государства и общества, устанавливают ответственность государства за развитие физического воспитания и спорта в стране;
- Определяют цели и задачи физкультуры и спорта;
- Раскрывают структуру и функции системы физической культуры и спорта в стране;
- Определяют источники финансирования и ресурсного обеспечения физкультурно-спортивной отрасли;
- Регламентируют статус спортивных организаций и учреждений;
- Определяют государственные специализированные органы управления физкультурой и спортом, а также полномочия местных органов власти в сфере физического воспитания и спорта;
- Устанавливают систему подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта;
- Вводят официально установленную систему почетных званий, льгот и преференций выдающимся деятелям физкультурно-спортивной отрасли;
- Устанавливают санкции за нарушение положений закона.
Кроме указанных положений, в спортивных законах ряда стран нашли свое отражение и такие вопросы, как развитие школьного физического воспитания, инвалидного спорта, спорта высших достижений и некоторых других. Более полное представление об иностранном правовом обеспечении спорта можно получить на основе анализа Закона «О любительском спорте США» (1978) и Закона Французской Республики «Об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности» (1984, с изм. и доп. 1992 и 1993 гг.).
Принятие в 1978 г. Конгрессом США Закона о любительском спорте для руководителей международного и национального спортивного движения многих стран было, в какой-то степени, даже непонятным: ведь США все предыдущие годы считались образцом невмешательства государства в спорт. Однако принятие закона не было случайным актом и готовилось заблаговременно. Начиная с 1950 г. президенты, Конгресс и Сенат США неоднократно занимались вопросами спорта. В 1956 г. президент США Д. Эйзенхауэр создал Президентский совет по физической подготовке молодежи; в начале 70-х годов администрация США участвует в разрешении конфликта между ведущими спортивными организациями страны – Национальной ассоциацией студенческого спорта и Любительским спортивным союзом. В 1972 г. президент Р. Никсон подписывает закон о провозглашении 6 октября днем тренера в стране, а Конгресс принимает поправку IX к Закону о гражданских правах 1964 г., предоставившую американским женщинам в учебных заведениях равные права с мужчинами на занятия спортом. В 1975 г. по указанию президента Дж. Форда создается Президентская комиссия по олимпийским видам спорта, основные выводы и рекомендации которой были учтены в принятом Законе.
Основная цель Закона сформулирована следующим образом: «Поощрить более широкое участие граждан в любительском спорте, расширить полномочия Олимпийского комитета США (ЮСОК) как координирующего органа в любительском спорте страны, защитить права спортсменов-любителей, создать механизм управления, в соответствии с которым право возглавлять и организовывать какой-либо вид спорта предоставляется наиболее представительным спортивным организациям, федерациям». Таким образом, Закон расширил полномочия НОК США, впервые установил процедуру рассмотрения конфликтных ситуаций между спортивными организациями, а также между спортсменами и спортивными организациями.
Согласно принятому Закону «О любительском спорте США», были расширены права спортсменов, который обязывал, с одной стороны, все спортивные организации иметь в своей администрации не менее 20% спортсменов, и, с другой стороны, обеспечивал спортсменам и тренерам право самостоятельно решать вопрос участия или неучастия в соревновании (ранее этот вопрос решался руководством той федерации, у которой со спортсменом имелся контракт). Закон определил также задачи и полномочия национальных спортивных федераций в международных федерациях. В дополнение к этому, Закон возложил на Олимпийский комитет США задачи по оказанию содействия и практической помощи при возведении новых и модернизации действующих спортсооружений, созданию национальных спортивных центров, по пропаганде спорта и идеалов «faire play», всемерному содействию инвалидному, детскому и женскому спорту, а также научным исследованиям в сфере физической культуры и спорта.
Теперь обратимся к рассмотрению основных положений «Закона Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности». Статья 1 Закона указывает, что «Государство ответственно за физическое и спортивное обучение и воспитание, находящееся под руководством министерства национального образования, которое обеспечивает или контролирует вместе с заинтересованными сторонами организацию обучения, ведущего к получению различных профессий в области физической и спортивной активности, и выдачу соответствующих дипломов». Кроме того, в отличие от американского, французское правительство берет на себя ответственность за развитие профессионального спорта. Закон гласит: «Спорт высших достижений есть средство обогащения и прогресса человечества. Высококвалифицированный спортсмен играет социальную, культурную и национальную роль первостепенной важности… Развитие спорта высших достижений входит в обязанность государства и спортивного движения, включающего спортивные ассоциации и федерации, при участии органов местного самоуправления, предприятий и иных социальных институтов. Государство вместе со спортивным движением обеспечивает высококвалифицированным спортсменам возможность совершенствоваться в их спортивных дисциплинах и заботится об их трудоустройстве».
Структурно французский Закон состоит из двух актов:
- Акт 1. Организация физической и спортивной активности;
- Акт 2. Образование и профессии.
В первой части Закон регламентирует физическое и спортивное воспитание, процедуру создания спортивных ассоциаций и обществ, работу спортивных федераций и их взаимодействие с министерством по делам спорта, спорт высших достижений. Кроме того, в Акте 1 имеются главы, в которых законодательно закрепляются такие органы, как Национальный совет физической и спортивной активности (Гл.VI) и Национальный комитет научных исследований и технологий (Гл.VII). Роль Национального совета консультативная – Совет высказывает свое мнение о проектах законов и декретах, касающихся спортивной политики, которые передаются ему министром по делам спорта. Также Совет выполняет миссии, порученные ему Национальным олимпийским и спортивным комитетом Франции.
Что же касается Национального комитета научных исследований и технологий в области физической и спортивной активности, то он действует под эгидой министров научных исследований, национального образования, здравоохранения и спорта. Комитет имеет своей целью «стимулировать повышение роли фундаментальных и прикладных исследований в области физической и спортивной активности».
Большой интерес представляет Глава IV Закона «Практика физической и спортивной активности на предприятиях, во время стажировки и службы в армии». Как видим, французский законодатель, в отличие от многих других, признает первостепенную значимость развития физкультуры и спорта на предприятиях и в армии. Так, статья 20 гласит, что «Организация занятий физической культурой по месту работы есть важнейшее условие развития спорта для всех… Рабочий комитет способствует развитию физической активности и спорта на предприятии и участвует в их финансировании».
Еще одна важная особенность французского Закона – содержание в нем специальной главы, регулирующей безопасность спортивных сооружений и мероприятий. После того, как на некоторых стадионах и спортивных аренах мира произошли массовые несчастные случаи, повлекшие за собой человеческие жертвы, Закон ужесточил требования к безопасности спортсооружений. В частности, Законом предусматривается обязательная сертификация спортсооружений на предмет соответствия их техническим условиям. Кроме того, специальные статьи Закона предусматривают для нарушителей крупные штрафы.
Акт II Закона регламентирует такие важнейшие сферы, как образование и профессии в области спорта. В частности, ст.43 гласит, что «никто не может преподавать, руководить или организовывать за вознаграждение физическую и спортивную активность в качестве главного или дополнительного своего занятия регулярным, сезонным или по случаю образом, не может присваивать звание преподавателя, инструктора, воспитателя, тренера или им подобные, если он не является обладателем диплома, включенного – в зависимости от уровня подготовки и профессии, к которой он дает доступ, – в список официально признанных дипломов в области физической и спортивной активности».
Современные тенденции в сфере законодательного оформления физической культуры и спорта таковы, что все большее количество государств разрабатывает специальные законы о профессиональном спорте. Так, в Италии соответствующий закон был принят в 1981 г., а несколько позднее аналогичные законы были приняты Испанией и Португалией.
В 1990 г. в Испании был принят Закон №10 – Закон о спорте. Его основные положения включают:
- Модель спортивного клуба. Целью является создание новых клубов, особенно для молодежи.
- Создание обществ с ограниченной ответственностью на базе клубов и профессиональных команд с тем, чтобы они выступали в официальных соревнованиях как коммерческие команды.
- Осуществление контроля за деятельностью спортивных федераций, хотя они и считаются частными организациями.
- Осуществление контроля за профессиональными лигами, имеющими юридический статус, автономность деятельности, право организовывать соревнования, а также право культивировать различные дисциплины в своих клубах.
- Защиту ведущих спортсменов (обеспечение возможностей для качественного проведения тренировочного процесса, создание возможностей для получения образования и профессиональной подготовки).
- Борьбу с допингом в спорте.
- Профилактику борьбы с насилием. Законом предусматривается в определенных случаях возможность созывать по этому поводу специальную Сенатскую комиссию.
- Спортивные структуры финансируются государством. Они должны осуществлять деятельность многопрофильного характера и быть доступными.
- Реорганизацию профессионального футбола.
Завершая рассмотрение зарубежного спортивного законодательства отметим, что к настоящему времени большая работа по правовому оформлению физкультурно-спортивной сферы идет в странах Восточной Европы. Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия и другие государства активно разрабатывают и принимают законы о физической культуре и спорте, обновляют существующую нормативно-правовую базу в области туризма и охраны здоровья.
* См: Гуськов С.И. Государство и спорт. – М., 1996. – С.17-25.