Воронежский механический завод: история бизнеса

Воронежский механический завод, одно из крупнейших предприятий области, работающих ныне в системе авиакосмического бизнеса, начинал свою производственную деятельность как изготовитель сельскохозяйственных машин. Первоначально созданный в 1928 году завод так и назывался – «Триер» — по названию зерноочистительных устройств, производимых для аграрного сектора.

Следует отметить, что от завода «Триер» ведет свое начало и еще одно крупное воронежское предприятие – завод «Воронежсельмаш». Правда, годом возникновения завода называется другая дата – 1917 год.

Устранить путаницу нам поможет обращение к фактическому материалу. В 1914 году в Воронеж из Петербурга прибыл предприниматель по фамилии Петечев. Старожилы Воронежа указывали, что в северной столице Петечев был приказчиком у богатого фабриканта, после смерти которого сумел присвоить чужое богатство. В обществе пошли неприятные разговоры, в результате чего Петечев счел за благо уехать в Воронеж. Здесь в компании с другими фабрикантами он решил построить кабельный завод. Без особых проблем купили компаньоны землю у крестьян из деревушки Ямская, располагавшейся на юго-западной окраине Воронежа, несколько десятин земли, и начали строительство трех цехов и двухэтажного административного здания. Однако запустить завод так и не успели из-за событий 1917 года.

Триер в работе. 1930 г.

Спустя несколько лет за достройку и перепрофилирование завода взялось советское правительство. Разрушенная гражданской войной экономика требовала быстрого восстановления. Новой властью был взят курс на модернизацию аграрной отрасли и повышение в этой важнейшей сфере производительности труда.

Душинкевич С.Я., директор завода с 1929 по 1930 гг.

Душинкевич С.Я., директор завода с 1929 по 1930 гг.

Надо сказать, что проблемы в области сельхозпроизводства Воронежской области имели застарелый характер. Из 3,7 млн. населения губернии только 90400 были жителями Воронежа. Деревня была перенаселена, урожайность культур была очень низкая, избыток рабочей силы мигрировал в другие регионы (это явление получила название «отхожие промыслы»).

«Воронежская губерния, – отмечают воронежские историки, – оставалась одной из отсталых аграрных губерний «оскудевающего центра» царской России. 93 процента населения губернии было занято в сельском хозяйстве. Господствовала по-прежнему трехпольная система земледелия. Главными орудиями обработки земли оставались деревянные сохи и бороны. Положение воронежских крестьян нашло свое отражение в названиях сел, деревень и хуторов: Гнилуша, Грязнушка, Пустошка, Голопузово, Погореловка, Горюшкин, Малоедов, Голодаевка, Нееловка и т.п.».[i]

В целях поддержки крестьянских хозяйств и улучшения ситуации с обеспеченностью их сельхозмашинами, советское правительство решило запустить еще одно промышленное предприятие – завод «Триер». Постановлением Совета Труда и Обороны и ВСНХ СССР от 9 марта 1927 года Всесоюзному акционерному обществу «Мельстрой» в арендное пользование передавались три воронежских завода и площади недостроенного кабельного завода, бывшего ранее в собственности фабриканта Петечева. На площадке кабельного завода и решили создать предприятие по выпуску зерноочистительных машин и элеваторного оборудования.

Коллектив цеха инструментальщиков. 1930 г.

Коллектив цеха инструментальщиков. 1930 г.

Со временем произошло перепрофилирование «Триера», который через несколько лет отошел от выпуска сельхозмашин и стал специализироваться на двигателях внутреннего сгорания. Острая нужда в триерах для сельского хозяйства на тот момент отпадает. Как сообщал Народный Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР, «С 1929-30 гг. страна обеспечивается внутренним производством триеров и нужда в импорте машин отпадает». Спрос на эти механизмы был в целом удовлетворён.

Завод «Триер», ставший в 1931 году Дизельным заводом. Момент установки вывески.

Завод «Триер», ставший в 1931 году Дизельным заводом. Момент установки вывески.

На тот момент акценты в производстве машин сместились в иную плоскость — экономике требовались мощные, компактные и достаточно экономичные дизельные двигатели, которые планировалось применять в гражданских и военных отраслях.

В 1931 году «Триер», на котором тогда трудилось 1100 работников, был преобразован в Дизельный завод им.Сталина (см. фото), который стал выпускать двигатели для энергетики и речного флота, а с 1940 года – в филиал Воронежского авиамоторного завода.

Дизельный двигатель (фото из музея завода)

Дизельный двигатель (фото из музея завода)

Такая переориентация произошла в связи со строительством в Воронеже авиационного завода, которое было начато в 1930 году. К марту 1932 года авиазавод (ныне ВАСО) стал давать первую продукцию. Тогда же планировалось расширить научный и кадровый потенциал авиастроителей, создав соответствующий профильный институт и жилой район (который и сейчас называется район ВАИ – Воронежского авиационного института, который так и не был построен).

Девушки-комсомолки Воронежского механического завода изучают военное дело. 1942 г. Фото Архивной службы Воронежской области.

Новой авиастроительной отрасли были нужны моторы, производством которых и должен был заняться Воронежский механический завод. На взгляд современного человека, это была абсолютная авантюра – в аграрной губернии, с низким уровнем образования и грамотности (к началу ХХ века в Воронежской области четверть населения не умела читать и писать), организовывать инновационное производство, коим было авиа и моторостроение. Без соответствующих кадров, традиций, ресурсов – на одном лишь энтузиазме начинать столь сложное дело – это было невероятным. И, тем не менее, задуманное полностью было воплощено в жизнь.

В Андижане: начальник сборочного цеха П.В. Артемьев знакомит молодых узбекских рабочих с продукцией завода. 1943 г.

В Андижане: начальник сборочного цеха П.В. Артемьев знакомит молодых узбекских рабочих с продукцией завода. 1943 г.

Люди из воронежской глубинки оказались очень способными и быстро обучаемыми. К началу Отечественной войны завод уже располагал кадровым составом, способным решать сложные технические задачи и улучшать созданные ранее модели двигателей.

С началом военных действий ВМЗ был эвакуирован в Узбекистан, в город Андижан. Там коллектив предприятия изготавливал поршневые двигатели авиационного назначения.

Такие металлические кровати выпускал ВМЗ для населения

Такие металлические кровати выпускал ВМЗ для населения

После окончания войны и возвращения завода в Воронеж, на ВМЗ началась новая эпоха. После взрывов атомных бомб американцами в Хиросиме и Нагасаки, советское правительство вынуждено было ускоренными темпами работать над современным ядерным оружием и средствами доставки боезарядов. Для обеспечения надлежащей обороноспособности страны были необходимы самолеты нового типа, работавшие на реактивной тяге, на усовершенствованных технических и технологических принципах. С конца 1940-х годов начинается плотное сотрудничество заводчан со специалистами ОКБА, занимавшихся сначала авиадвигателями с системами непосредственного впрыска топлива, а впоследствии — конструированием ракетных и ядерных двигателей.

Строительство пионерского лагеря «Орлёнок». 1952 г.

Строительство пионерского лагеря «Орлёнок». 1952 г.

Но помимо важнейших научных и производственных целей перед ВМЗ стояли практические задачи восстановления социальной инфраструктуры, быта сотрудников предприятия и членов их семей. На заводе в послевоенный период производятся товары народного потребления — такие, например, как металлические кровати, потому как в послевоенный период людям элементарно было не на чем спать.

Команда заводских борцов

Команда заводских борцов

Занимался ВМЗ и строительством пионерского лагеря, в котором могли бы проводить время летних каникул дети не только заводчан, но и многих других воронежцев. Используя собственные финансовые, трудовые и материальные ресурсы, заводчане в трудные послевоенные годы отстраивали социальную инфраструктуру.

Немалое внимание уделялось руководством предприятия и физкультурно-спортивному развитию работников. При заводе создавались всевозможные спортивные секции, проводились тренировки, соревнования и внутризаводские чемпионаты.

Абрамов Иван Ильич, директор завода в 1957-1965 и в 1969-1976 гг.

Абрамов Иван Ильич, директор завода в 1957-1965 и в 1969-1976 гг.

В то же время производственная деятельность имела приоритетный характер. В тот период возникла острая нужда в создании эффективных средств противовоздушной обороны, способной защитить небо страны от атак внешних врагов. Требовались не просто ракетные комплексы реактивного типа (как, например, «Катюши»), а средства доставки боезарядов межконтинентального плана.

Вместе с боевой авиацией и ракетостроением менялись и технологии, применяемые на ВМЗ. В 1957 году заводчане успешно решили задачу по производству серийных жидкостных ракетных двигателей. Для достижения этой задачи потребовалась колоссальная научная, опытно-конструкторская и испытательная работа. А в 1959 году на заводе был создан прототип жидкостного двигателя, способного выводить объекты на околоземную орбиту. Демонстрация всему миру первого спутника земли стала для международного сообщества огромным потрясением.

Трудиться на Воронежском механическом заводе было престижно — считалось, что на этом оборонном предприятии работала элита рабочего класса — на работу сюда молодёжь не просто принимали, их торжественно посвящали с тем, чтобы эта дата навсегда осталась в памяти (см. фото ниже).

Посвящение в рабочий класс выпускников ПТУ. ВМЗ. 1975.

В 1960-е и 1970-е годы на Воронежском механическом продолжаются работы по заказам оборонного ведомства – создаются и испытываются новые образцы для армии, ракетных войск стратегического назначения, для запусков спутников и пилотируемых аппаратов.

В 1972 году ВМЗ участвует в проекте запуска космического челнока «Буран-Энергия», сделанного по типу американских кораблей многоразового использования «Спэйс-Шаттл».

В цехе сборки авиационных моторов.

В цехе сборки авиационных моторов.

В конце 1980-х годов на Воронежском механическом заводе начинаются известные трудности, связанные с политикой перестройки и разоружения. Программы и заказы оборонного ведомства сокращаются или закрываются вовсе, финансовые потоки урезаются. Коллективу завода правительство страны предлагает самостоятельно искать пути конверсии, переориентации на новые заказы и рынки.

Сборка куттера

Сборка куттера

Руководство ВМЗ вынужденно переходит на обслуживание тех отраслей и потребителей, которые располагают денежными ресурсами и не имеют проблем с платежеспособностью. В начале 1990-х начинают реализоваться программы сотрудничества с предприятиями нефтегазового комплекса и нефтехимии. Разрабатываются комплексы многопродуктовых топливораздаточных агрегатов для АЗС, запорная аппаратура, клапаны и прочие устройства по желанию заказчиков. Для предприятий пищевой промышленности ВМЗ стал изготавливать куттеры, для населения — газовые плиты «Россиянка» и т.д.

В феврале 2007 года ВМЗ в соответствии с Указом Президента РФ стал частью Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева. Теперь в объединенную компанию входят производственное объединение «Полет», Московское предприятие по комплектованию оборудованием «Длина», Воронежский механический завод, Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева.

Учитывая то обстоятельство, что законодательной и исполнительной властью современной России принято решение по массированному финансированию оборонных отраслей промышленности в ближайшие годы, у Воронежского механического завода имеются неплохие перспективы по наращиванию научного, маркетингового и делового потенциала. Воронежская область в лице своего экономического лидера – ВМЗ, получит дополнительный стимул к динамичному развитию, созданию высокотехнологичных рабочих мест.

См. История воронежских предприятий-лидеров

Галкин В.В.


[i] Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области. – С.40.

2. Всегда первые. История Воронежского механического завода. — Спб.: РУАН, 2007. — 160 с.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. станислав:

    осмелюсь внести некоторую поправочку,дело в том ,что не весь вмз был эвакуирован в узбекистан в годы вов ,его некоторые подразделения были эвакуированы в г.казань татарской асср.

Добавить комментарий для станислав Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.