Воронежсельмаш – вековая история бизнеса

Воронежский завод сельхозмашин, также как и Воронежский механический завод, ведут свое начало от кабельного завода питерского предпринимателя А.Н. Петичева, который прибыл на воронежскую землю в 1914 году. Подыскав себе компаньонов, Петичев выкупил у жителей деревни Ямской, расположенной на юго-западной окраине города, землю под строительство нового предприятия. После оформления земли в собственность, на территории будущего предприятия начались строительные работы.

Тем не менее, полностью закончить строительство завода его хозяевам не удалось – в 1917 году произошла революция. Доподлинно неизвестно, пытались ли собственники предприятия в период НЭПа вернуть себе контроль над незавершенным бизнесом или перепродать завод. Не вполне ясно также, как использовались помещения и площади недостроенного кабельного завода вплоть до 1927 года. На сайте завода «Воронежсельмаш» мы можем найти информацию о том, что датой рождения предприятия считается 1917 год. Условно эту дату можно принять. Более того, если за основу взять начало строительства кабельного завода, на базе которого впоследствии возник «Воронежсельмаш», то датой основания предприятия можно считать и 1914 год.

Однако реальный выпуск сельхозмашин был осуществлен лишь десятилетие спустя, так как Воронежу тех лет было не до производства агротехники. В те годы шла ожесточённая гражданская война и борьба с иностранными интервентами. Вот что писала областная газета «Коммуна» 7 ноября 1929 года в статье «Дадим стране 100 000 триеров»: «Наш завод родился в 11-ю годовщину Октябрьской революции (т.е. в 1928 году — В.Г.). Прошёл всего один год успехов и побед, показавший, как рабочий класс умеет строить и побеждать. Мы только начали работать. 141 человек — такова наша рабочая семья. А за год нас стало вчетверо больше. Теперь на заводе работает 564 человека». Таким образом, более раннее возникновение завода «Триер» следует считать сомнительным.

Триер в работе. 1930 г.

В 1918 году отряды Красной гвардии сражались с немцами, занявшими южные районы Воронежской губернии, с отрядами белого казачества генерала Краснова, Мамонтова, Шкуро (1918-1919 гг.), с армией генерала Деникина (1919-1920 гг.), с повстанческими формированиями и мародёрами.

Военные и политические события 1917-1921 гг. прямым и непосредственным образом отразились на воронежской экономике. В результате гражданской войны, разгула бандитизма, развала денежного обращения, всеобщей нестабильности и анархии, хозяйство области было в значительной степени разрушено. По данным статистики, в ходе военных действий на территории Воронежской губернии были разрушены все сахарные, спиртоводочные, маслодельные и другие предприятия пищевой промышленности. В самом Воронеже были повреждены и полностью уничтожены производственные помещения и оборудование заводов Столля, «Рихард-Поле», трубочного и других заводов, были сожжены все мельницы и крупорушки, сгорела городская электростанция.

К началу восстановительного периода промышленность губернии находилась в состоянии полной разрухи. В 1920 году в губернии бездействовали все металлообрабатывающие заводы, а также большинство предприятий пищевой промышленности. Валовая продукция всей промышленности Воронежской губернии в 1921 году составляла не более 15% довоенного 1913 года. Большинство предприятий нуждалось в капитальном ремонте производственных помещений и оборудования.

Корпус кабельного завода в 1927 году

Корпус кабельного завода в 1927 году

Юридической датой образования Воронежского завода сельхозмашин (с точки зрения начала производства) мы можем считать 9 марта 1927 года – когда  Советом Труда и Обороны, а также Высшим Советом народного хозяйства было принято постановление о создании завода «Триер». Тогда же, в сентябре 1927 года были сделаны вручную первые экспериментальные триеры. Де-факто датой пуска предприятия считается 1928 год, когда производство триеров стало на поток.

Копии документов о создании завода "Триер" (1928 г.)

Копии документов о создании завода «Триер» (1928 г.)

Всесоюзному акционерному обществу «Мельстрой» правительственным постановлением в арендное пользование передавались три воронежских завода и площади недостроенного кабельного завода (см. фото вверху), бывшего ранее в собственности фабриканта А.Н. Петичева. Таким образом, на площадке кабельного завода  было решено создать предприятие по выпуску зерноочистительных машин и элеваторного оборудования.

Главной задачей на первых порах было построение квалифицированного и сплочённого трудового коллектива, способного изготавливать качественную инновационную продукцию. Кадровый состав «Триера» на начальной стадии формировался за счёт работников других воронежских предприятий — заводов им. Ленина (бывший завод Столля) и им. Коминтерна (бывшего завода «Рихард-Поле»).

Параллельно в 1927 году на производственной площадке так и не пущенного кабельного завода шла подготовительная работа. В сентябре городскую и сельскую молодёжь, пришедшую на новостройку, возглавила комсомольская ячейка. Вспоминает рабочий Н.С. Кременецкий: «Бригадиром был Д.Д. Коробов. Сергея Плахина, самого инициативного, выбрали комсомольским вожаком. Косте Жукову и Николаю Карачан поставили задачу — в четырёхдневный срок смонтировать крышу здания под литейный цех. Они это задание выполнили за … две смены!».

Специалист по дизелестроению, отличившийся на Коломенском и Путиловском заводах, Эдуард Яковлевич Антон назначается главным инженером. В сотрудничестве с инженером А.Н. Элькиндом удалось сделать опытные триеры, вдвое по пропускной способности превосходившие зарубежные аналоги. Официально завод был пущен 1 октября 1928 года.

Душинкевич С.Я., директор завода с 1929 по 1930 гг.

Душинкевич С.Я., директор завода с 1929 по 1930 гг.

Изначально на базе бывшего предприятия Петичева начинают производиться простейшие сельскохозяйственные машины – триеры, которые позволяли очищать зерно от примесей. Данная операция повышала урожайность зерновых на 10%. Первой моделью выпускаемых триеров стала ТП-400, малогабаритная машина с ручным приводом. Именно такие простые механизмы, недорогие и надежные в эксплуатации, нужны были восстанавливающемуся сельскому хозяйству. Основными потребителями сельхозмашин завода «Триер» стали единоличные крестьянские хозяйства, ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли) и небольшие совхозы. На фото вверху показан момент эксплуатации триера в сельских условиях.

После первого директора «Триера» А.И. Кулагина, который трагически погиб, кресло директора занял Степан Яковлевич Душинкевич. При нём зерноочистительные машины стали поступать не только во все уголки СССР, но и во многие зарубежные страны.

Коллектив цеха инструментальщиков. 1930 г.

Коллектив цеха инструментальщиков. 1930 г.

Всесоюзной славой в тот период стал пользоваться ведущий конструктор Леонид Петрович Андреев. Благодаря его разработкам продукцию «Триера» стала закупать даже Австрия — и не только потому, что воронежские сельхозмашины были самые надёжные,  но и потому, что они могли очищать не только пшеницу, но и рожь, овёс, ячмень, просо. При этом производительность увеличилась, а вес машины уменьшился на 48 кг. Снижение затрат цинка произошло на 6 кг. Триеров упрощённой и надёжной конструкции  выпускалось 23400 штук.

По предложению главного инженера Э.Я. Антона была усовершенствована конструкция, и триер стал способен очищать семена льна. Машина достигла потолка совершенства и стала востребованной при обработке семян любых культур.

Испытательная станция завода «Триер». 1930 г.

Испытательная станция завода «Триер». 1930 г.

Следует отметить, что в Воронеже тогда сельхозмашины и инструменты производили и другие предприятия. Так, завод Веретенникова (ставший впоследствии заводом им. Калинина) в начале 1920-х годов занялся обеспечением агропроизводителей сельскохозяйственными машинами, а также осуществлял ремонт имеющегося парка сельхозагрегатов – плугов, граблей, жаток, косилок. Выпускал сельхозагрегаты и

Завод «Триер», ставший в 1931 году Дизельным заводом. Момент установки вывески.

Завод «Триер», ставший в 1931 году Дизельным заводом. Момент установки вывески.

машины завод Столля (будущий завод им. Ленина).  Но «Триер» стал несомненным лидером в производстве сельхозмашие профильного класса. В ноябре 1930 года из 1100 работников завода 270 были коммунистами, 620 — ударниками труда, годовой план был выполнен на 102%. Первым в области коллектив получает почётное звание — «Ударный завод». За досрочное выполнение заданий первого пятилетнего плана и образцовую организацию социалистического соревнования в ноябре 1930 года заводу «Триер» было присвоено имя Иосифа Сталина.

Корпус дизельного цеха. 1931.

Корпус дизельного цеха. 1931.

В 1931 году завод «Триер» сменил основную специализацию – теперь он стал именоваться Дизельным заводом им. Сталина, который стал выпускать двигатели для энергетики и речного флота. Потребность в сельхозмашинах была в целом удовлетворена, чего нельзя было сказать относительно дизельных двигателей, которые тогда закупались по импорту.

Первый дизельный двигатель был собран на заводе летом 1931 года — это событие подробно описывала газета «Коммуна» в статье «Рождение дизеля» от 1 июля 1932 года. Приведём короткие выдержки из данной статьи.

«В цехах завода ждали первый дизель, как в семье ждут рождения нового человека. Когда же появится на свет машина, так нужная электростанциям, мельницам, заводам страны? Из-за неё завод перестраивался, становясь вместо триерного – дизельным. Рабочие, техперсонал, весь аппарат завода переходили на изготовление и обработку новых деталей.

Нетерпение и тревога росли тем более, что в апреле-июне завод должен был дать 6 дизелей. Сроки истекли, а дизелей не было.

1 июля к шуму станков дизельного цеха примешался стук новой машины. В этот день на площадку испытательной станции были поставлены 3 двухцилиндровых двигателя. Машины проходили последний участок своего пути от завода к заказчику. Их испытывали со всех сторон, начиная с проверки расхода горючего и смазочного и кончая проверкой действия мельчайшего винтика.

Дизельный стал местом экскурсий рабочих. Дизели явились лучшим агитатором за ударные темпы работы». [4]

Но легко сказать – сделать дизели. Оказалось это совсем непростым делом по причине нехватки комплектующих, инструмента, знаний и опыта. Начальником цеха бал назначен коммунист, рабочий завода им. Калинина Сукочев, который целыми днями просиживал в цехе. Благодаря его энергии и смекалке удалось решить многие технические вопросы, связанные, как бы мы теперь сказали, с импортозамещением.

Первый дизель, собранный на заводе. 1931.

Первый дизель, собранный на заводе. 1931.

Выпуск триеров был полностью прекращён в первой половине 1934 года. В 1940 году произошла очередная реорганизация и Дизельный завод был преобразован в филиал Воронежского авиамоторного завода. Это было связано с тем, что начавший свою работу в начале 1930-х годов Воронежский авиазавод требовал дополнительных мощностей.

Передовые рабочие дизельного производства. 1938. Внизу – Герой Советского Союза Василий Гаврилович Богачёв (1941, посмертно). Имя В.Г. Богачёва ныне носит улица, расположенная рядом с Воронежским механическим заводом.

Передовые рабочие дизельного производства. 1938. Внизу – Герой Советского Союза Василий Гаврилович Богачёв (1941, посмертно). Имя В.Г. Богачёва ныне носит улица, расположенная рядом с Воронежским механическим заводом.

С 1932 года предприятием началось освоение производства военной техники. В Воронеже стали выпускаться 45-миллиметровые танковые и противотанковые орудия. Два года действовал спеццех, но из-за отсутствия при заводе испытательного полигона работу по производству пушек пришлось свернуть. В это время было получено другое задание — освоить производство реверсивных муфт для судовых двигателей. В конце 1933 года страна получила 25 первых советских реверсивных муфт, а в 1934 году их производство достигло 400 штук. СССР отказался от ввоза муфт из-за границы.

В ноябре 1933 года произведено испытание первого в стране бескомпрессорного 140-сильного двигателя. Ему было присвоено имя «Комсомолец».

3 октября 1933 года в Воронеж приезжает народный комиссар снабжения и торговли А.И. Микоян. С представителями обкома, облисполкома и директором завода К.Г. Акимовым он обходит цеха, встречается с рабочими, технологами, инженерами, присутствует на испытаниях двигателя. Увиденным Микоян остался очень доволен. На общезаводской технической конференции он выступил со словами: «Раньше мы не производили дизели — ввозили из-за границы. Ваш завод единственный, который приступает к производству судовых двигателей в 140 лошадиных сил».

С началом военных действий в 1941 году предприятие было эвакуировано в Узбекистан, в город Андижан. Там коллектив авиамоторного завода изготавливал поршневые двигатели авиационного назначения.

А в это время ожесточенные бои за Воронеж, бомбежки и артобстрелы превратили корпуса и сооружения филиала Воронежского авиамоторного завода в груду развалин. Почти все помещения и коммуникации были полностью уничтожены (см. фото внизу).

Разрушенная центральная часть завода в 1943 году.

Разрушенная центральная часть завода в 1943 году.

Практически сразу после освобождения Воронежа от фашистских войск (25 января 1943 г.) начались восстановительные работы на заводской территории.  Тогда же правительством было принято решение о возврату к прошлой специализации предприятия, то есть выпуску сельхозмашин. 9 июля 1943 года завод был передан из наркомата авиационной промышленности в систему сельскохозяйственного машиностроения и 7 октября 1943 года получил название «Воронежсельмаш». Реконструкция завода велась под аграрную номенклатуру будущей продукции.

Уже в мае 1946 года был изготовлен первый триер давно освоенной модели ТП-400, с которого и начиналось производство сельхозмашин в 1928 году. Усовершенствования касались, в основном, привода триера и модернизации некоторых узлов (см. фото внизу).

Помимо триеров ТП-400 заводчанами стали производиться сноповязалки типа ЗС-1, в которых также остро нуждалось сельское хозяйство.

Триер ТП-400 с механическим приводом – одна из первых машин, выпускавшихся заводом в 1946-1952 гг.

Триер ТП-400 с механическим приводом – одна из первых машин, выпускавшихся заводом в 1946-1952 гг.

Работа сотрудников предприятия проходила в труднейших условиях и плохо приспособленных помещениях. В своих воспоминаниях ветеран завода Надежда Матюшина указывает: «От завода не сохранилось ни одного помещения, где бы можно было разместить оборудование. Начинать работу надо было в наскоро приспособленных зданиях. Склады, хозяйственные постройки, приспособили под жильё. Организовали столовую, мобилизовали гужевой транспорт. Начались трудные, тяжелые дни восстановления завода. Строительный материал собирали в развалинах по кирпичику, по дощечке, по полоске железа. Работать иногда приходилось в сильные морозы. Ни валенок, ни теплых рукавиц не было. На открытом месте зимний ветер продувал насквозь. Но сознание того, что завод нужен стране, придавало людям силы».[2]

1 мая 1945 года «Воронежсельмаш» был подключен к электросети. В ноябре того же года в литейном цехе состоялся пуск первой вагранки.

Низовой Григорий Тарасович, директор завода в 1955-1956 гг

Низовой Григорий Тарасович, директор завода в 1955-1956 гг.

Иванов Н.Ф., ст. мастер ПО «Воронежсельмаш», Герой Соц. Труда (1971)

Иванов Н.Ф., ст. мастер ПО «Воронежсельмаш», Герой Соц. Труда (1971)

С 1948 года на заводе начался выпуск высокопроизводительных зерноочистительных машин ВИМ-СМ-2. В последующие годы «Воронежсельмаш» освоил выпуск и другой сельскохозяйственной техники — хлопкоуборочных машин, калибровщиков для цитрусовых, оборудования для обработки льна, очистки семян и трав.  Базовым направлением осталось производство оборудования для послеурожайной обработки зерновых.

Послевоенную семилетку (1959-1965 гг.) коллектив «Воронежсельмаша» выполнил досрочно. Позднее завод неоднократно получал награды от правительства за успешное и досрочное выполнение плановых заданий. Так, в ноябре 1967 года завод награжден Почетной грамотой Президиума Верховного совета РСФСР, в 1970 году удостоен Диплома Совета Министров СССР и ВЦСПС. За досрочное выполнение заданий девятой пятилетки и освоение комплексов современной зерноочистительной техники 16 марта 1976 года завод награжден Орденом «Знак Почета».

Коренные воронежцы хорошо помнят 1970-е и 1980-е годы, когда за пределами периметра «Воронежсельмаша» стояли десятки и сотни машин для села, загромождая все свободное пространство вплоть до виадука и вокзала Воронеж-2. Отсутствие достаточных складских помещений и несвоевременная отгрузка готовой продукции приводила к тому, что новые сельхозмашины разукомплектовывались и распродавались по частям предприимчивыми воронежцами. Масштабы воровства были весьма значительными.

Ветераны Великой Отечественной войны 1941-45 гг. завода «Воронежсельмаш» (Н.Ф. Иванов - второй слева, нижний ряд)

Ветераны Великой Отечественной войны завода «Воронежсельмаш» (Н.Ф. Иванов — второй слева, нижний ряд). Фото из Архивной службы Воронежской области

С конца 1970-х годов Воронежский завод становится головным предприятием производственного объединения, под эгидой которого находились заводы и опытно-конструкторские бюро в нескольких городах страны (Воронеже, Брянске, Харькове, Сузьме).  В 1974 году в Объединение, которое стало называться «Воронежзерномаш», вошел и завод «Миллеровосельмаш». Конструкторами производственного объединения в разные годы были разработаны высокопроизводительные машины, применяющиеся в зерноочистке до настоящего времени: ОВС-25 (1984), ЗВС-20 (1986), МПО-50 (1992 г), а также оборудование для зерноочистительных агрегатов и комплексов (ЗАВ).

Продукция «Воронежсельмаша» поставлялась в 80-е и 90-е годы не только во многие республики и области Советского Союза, но и экспортировалась в такие страны, как Афганистан, Болгария, Венгрия, Монголия, Мадагаскар, Лаос, Камбоджа, Эфиопия и некоторые другие.

После либерализации цен в январе 1992 года и сокращения оборонных заказов на предприятии резко обострилась обстановка. Сбыт зерноочистительных машин застопорился, цены выросли, а производственные мощности стали простаивать. руководство завода стало активно искать заказы по востребованным товарным группам. Областная газета «Коммуна» в статье «Замок гаражный – продукт СЕЛЬМАШный» в ноябре 1992 года указывала: «Благодаря энергичным мерам администрации объединения и цеха по загрузке высвободившихся мощностей здесь началось интенсивное освоение изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения. На сегодня коллектив этого цеха поставляет в торговую сеть лебёдку автомобильную, замок гаражный, котёл отопительный, наборы садово-огородного инвентаря».  [5] За счёт этих товаров «Сельмаш» пытался остаться на плаву.

После 1992 года, когда в России была объявлена массовая приватизация предприятий и населению были на руки выданы приватизационные чеки, многие воронежские предприятия стали акционироваться. В 1993 году была проведена приватизация головного завода, который был преобразован в открытое акционерное общество «Воронежсельмаш». Лишившись государственной поддержки, завод столкнулся с серьезными экономическими проблемами как внутреннего, так и внешнего плана. Высокая инфляция, дезинтеграция единого экономического пространства, кризис неплатежей, обвал спроса – все это стало шоком для АООТ «Воронежсельмаш».

Выведение завода из кризиса было необычайно сложной задачей. Надо было срочно найти новые заказы и платежеспособных заказчиков, переоснастить производство новым оборудованием и современными технологиями, привлечь на работу профессионалов с отличными знаниями маркетинга, финансов, сбыта, организации производства.

Для решения этих задач требовались немалые инвестиции, которые завод мог получить за счет своего выгодного месторасположения. Следует отметить, что локация предприятия такова, что земли под предприятием и его здания (особенно новый административный корпус) стоили весьма дорого.

Торговая марка компании Воронежсельмаш

Торговая марка компании Воронежсельмаш

Поэтому руководство «Воронежсельмаша» приняло решение о частичной распродаже излишнего имущества с последующим переносом производства на окраину города. Такое решение позволяло построить новый завод «в поле», с учетом имеющегося опыта, спроса на сельхозмашины и будущих производственных перспектив. 26 сентября 2012 года состоялось открытие нового завода «Воронежсельмаш». Теперь производственные площади перенесены ныне в индустриальный парк «Масловский», где созданы все условия для динамичного развития обновлённого предприятия.


[i] Развитие промышленности Воронежской области за 70 лет Советской власти. – С.5.

[2] Прив. по: «Воронежсельмаш». Дела и люди завода. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн.. изд-во, 1965. – С.9.

3. Газета «Коммуна» от 7 ноября 1929 г.

4. Рождение дизеля. — Коммуна. — 1932. — 1 июля.

5. Замок гаражный – продукт СЕЛЬМАШный //Коммуна. 1992. 28 ноября.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.