Переподготовка кадров в фит-бизнесе

Переподготовка

Переподготовка

Современная фитнес-индустрия находится в процессе постоянного развития. В условиях быстро меняющегося спроса и повышения требовательности клиентуры, в атмосфере жесткой конкуренции за потребителя и долю рынка, фитнес-клубам приходится вести напряженную каждодневную борьбу за повышение качества и снижение себестоимости производимых услуг. Любое ослабление борьбы, самоуспокоенность и благодушие наказываются рынком. За счет новых идей, технологий, маркетинговых ходов конкуренты стремительно уходят вперед, и догнать их не всегда представляется возможным.

Ведущим фактором обеспечения конкурентоспособности на рынках двигательной активности является персонал – образованный, квалифицированный, хорошо знающий состояние дел в своей отрасли, а также идеи и технологии, применяемые компаниями-конкурентами. Отобрать такой персонал, обучить, воспитать и переподготовить – задача первостепенной важности для всякой компании. Особую роль при этом играет специальная и психологическая подготовка сотрудников, которые работают в постоянном контакте с клиентами – конечными потребителями фитнес-услуг. Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом в области фитнеса, недостаточно любить свое дело и уметь двигаться. Недостаточно хорошо знать теорию физического воспитания и иметь за плечами опыт спортивных тренировок и выступлений. Важнейшие качества фитнес-инструкторов – умение преподавать, быть доброжелательными и понимающими наставниками, в тонкостях знать не только профессиональные дисциплины, но и психологию общения, налаживания дружеских отношений. Важны также толерантность, терпимость к нестандартному поведению клиентов, умение гасить конфликты на стадии их зарождения.

Очевидно, что с высокими профессиональными знаниями и умениями люди не рождаются. Они появляются в результате ежедневных тренировок, постоянного обучения, общения с клиентами и коллегами. Именно этот процесс – обучения и самообучения сотрудников, который проходит в систематизированной форме (профессиональное обучение) или в процессе повседневной работы – делает обычных работников профессионалами высокого класса, для которых фитнес – не просто средство зарабатывания денег, а смысл жизни. Выполняя свои должностные обязанности с душой, со знанием дела, работники фитнес-клуба не только приносят повышенные доходы в общую копилку, но и получают от своего труда немалое моральное удовлетворение.

Эти два фактора – деньги и моральное удовлетворение от работы – являются движущей силой постоянного совершенствования. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе обученных и образованных сотрудников, интересует организаторов фит-бизнеса в первую очередь. При этом владельцы бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты, связанные с обучением персонала и выгоды, приносимые качественно подготовленными работниками (см. рис.1).

Рис.1. Баланс затрат и потенциальных выгод от обучения персонала.

Рис.1. Баланс затрат и потенциальных выгод от обучения персонала.

Выгоды, получаемые владельцами фит-бизнеса от обучения персонала, весьма велики. Обучающиеся сотрудники в процессе переподготовки и модернизации имеющихся знаний усваивают новые формы работы с клиентами, знакомятся с инновациями в сфере организации фит-бизнеса, обновления технических средств, с усовершенствованными оздоровительными и омолаживающими методиками. Помимо этого, в ходе проведения теоретических занятий, тренингов, мастер-классов и семинаров работники фитнес-клубов общаются между собой, приводят факты из личного опыта, генерируют новые идеи, дискутируют. Итогом переподготовки и обмена опытом становится повышение эффективности и дисциплины труда, улучшение качества предоставляемых клиентам услуг, рост конкурентоспособности фит-бизнеса.

В то же время владельцам фитнес-клубов не следует забывать о затратах и рисках, сопутствующих процессу переобучения и инвестициям в персонал. Известно, что не всегда теоретически правильно выстроенная схема вложений средств в обучение персонала дает ожидаемые положительные эффекты. Зачастую на каких-то ее этапах происходят незапланированные сбои и потери – например, уход подготовленных за счет фитнес-клуба сотрудников к конкурентам или открытие ими собственного бизнеса (см. рис.2).

Рис.2. Механизм воздействия процесса обучения персонала на результаты работы компании.

Рис.2. Механизм воздействия процесса обучения персонала на результаты работы компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не всегда очевидна также трансформация полученных умений и знаний в новые подходы и идеи; здесь многое зависит от личностных качеств обучаемых сотрудников (обучаемость, креативность, творческое переосмысление знаний), от их интереса и желания учиться, а также от возможности реализовать на практике задуманное (т.е. от соответствующих условий и микроклимата в коллективе).

Иными словами, организаторам фит-бизнеса при принятии решения о подготовке и переподготовке персонала приходится действовать селективно с целью минимизации рисков возможных финансовых и кадровых потерь. На этой чаше весов (затрат и рисков – рис.1) лежит высокая стоимость обучения, нецелевая или некачественная подготовка персонала, слабая обучаемость сотрудников или их незаинтересованность в получении новых знаний и умений. Стремясь минимизировать данные риски, работодатели пытаются обезопасить себя следующими мерами:

·         Стараются принимать на работу сотрудников с высокими базовыми знаниями, умениями (опытом) и уровнем образования. Собственные затраты фитнес-клуба на подготовку и переподготовку персонала в этом случае сокращаются;

·         Активно содействуют самоподготовке и самообучению персонала – предоставляют специальную литературу, компьютеры, учебные видеоматериалы, выделяют денежные средства на профессиональные конкурсы и научно-практические конференции;

·         Взыскивают с работников затраченные на обучение и переподготовку суммы в случае их досрочного увольнения;

·         Организуют систему коучинга (от англ. coaching – наставничество)  и стажировки с целью вторичной передачи знаний и навыков от подготовленного сотрудника к другим работникам фитнес-клуба.

Несмотря на существующие риски и определенное недоверие (как к собственным работникам, так и учреждениям образования), работодатели все же идут на затраты по подготовке и переподготовке своего персонала. Этот выбор связан с тем, что у владельцев фитнес-клубов по сути дела нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников и адаптации бизнеса к меняющимся условиям рынка. Экономия на обучении персонала приводит в среднесрочной и долговременной перспективе к застою в работе, излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. Все это чревато утратой конкурентоспособности и банкротством.

В современной практике передовых фитнес-клубов существует традиция закладывать расходы на переподготовку кадров уже на стадии бизнес-планирования и формирования стратегии развития компании. Постоянное обучение сотрудников и переподготовка персонала изначально становится частью корпоративной культуры и философии бизнеса фитнес-клуба, гармонично вливаясь в текущую работу, становясь неотъемлемым элементом повседневной деятельности.

Как правило, процесс совершенствования знаний и умений сотрудников осуществляется в виде внешнего и внутреннего обучения. К внешнему относится любой вид обучения, производимый сторонними организациями в клубе-заказчике или за его пределами. Подготовкой или переподготовкой фитнес-инструкторов и административного персонала занимаются крупные фитнес-клубы, консалтинговые компании (которые зачастую являются подразделениями сетевых клубов), а также отдельные бизнес-тренеры. Длительность курсов обучения варьируется в широких пределах – от нескольких часов до нескольких лет. Программы и уровни переподготовки также довольно разнообразны. Так, например, «Академия Фитнеса» предлагает всем желающим пройти очное обучение по программам:

·         Инструктор тренажерного зала

·         Персональный тренер

·         Инструктор аква-аэробики

·         Инструктора степ-аэробики

·         Инструктор классической аэробики

·         Инструктор силового тренинга

·         Инструктор танцевальных направлений

·         Инструктор пилатес

·         Инструктор тай-бо

·         Инструктор детского фитнеса

Для инструкторов тренажерного зала обучение проводится по следующим градациям:

1 уровень — «basic» (базовый) – это базовые инструкторские знания и навыки для профессионального старта в выбранном направлении фитнеса. Обучение рекомендуется лицам, имеющим среднее (полное) общее, среднее и (или) высшее профессиональное образование, не имеющим практического опыта работы и инструкторам с непродолжительным опытом работы. После успешной сдачи экзаменов выдается сертификат Академии Фитнеса о прослушивании курса и получении всех необходимых знаний и навыков по выбранному направлению

2 уровень — «intermediate» (средний) – рекомендуется лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и (или) спортивную квалификацию, а так же прошедшим семинары уровня «BASIC» и инструкторам с опытом работы в области фитнеса не менее 2 лет. После успешной сдачи экзаменов выдается сертификат Академии Фитнеса об окончании курсов, которым удостоверяется право на ведение инструкторской деятельности по выбранному направлению.

3 уровень — «advanced» (продвинутый) – это интересные, «свежие» идеи, инновационные методики преподавания. Обучение данного уровня рекомендуется лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и (или) спортивную квалификацию, лицам прошедшим уровень «Intermediate» и инструкторам с опытом работы в области фитнеса не менее 3 лет.

Внешнее обучение фитнес-клубы, как правило, дополняют внутренней системой совершенствования знаний и навыков. Для этого используются такие инструменты, как ученичество, наставничество, совмещение рабочих мест, расширение зон обслуживания, ротация сотрудников. Применяясь в едином комплексе с механизмами аттестации и периодической проверки знаний, общая система переподготовки кадров приносит позитивные плоды в виде улучшения результатов экономической деятельности фитнес-клубов, повышения сплоченности и конкурентоспособности трудовых коллективов.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.