Профессиональный спорт – как зрелищный и событийный бизнес

Шоу-бизнес

Шоу-бизнес

Центральным элементом большинства видов спортивного бизнеса является профессиональный спорт. Начиная с времен античности, выступления профессиональных атлетов привлекали к себе внимание тысяч людей, создавали огромные зрительские аудитории.На стадионах, ипподромах, спортивных трассах и аренах кипели нешуточные страсти, здесь зажигались и гасли спортивные звезды, создавались кумиры и национальные герои. Множество болельщиков стремилось попасть на соревнования лучших спортсменов, чтобы стать свидетелями захватывающих событий и соучастниками неповторимого зрелища.

Уже древнегреческие организаторы крупнейших спортивных состязаний и игр умели должным образом планировать и проводить такие события, размещать атлетов и зрителей, обеспечивать их безопасность, назначать квалифицированных и уважаемых арбитров. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все крупнейшие Игры античности (Олимпийские, Истмийские, Пифийские, Немейские) были не просто спортивными соревнованиями, но и культурно-зрелищными форумами – здесь также состязались певцы, музыканты и поэты [1]. Умело скомбинированные соревнования в области спорта и искусства делали игры еще более ярким и запоминающимся зрелищем, вовлекая в свою орбиту дополнительные зрительские контингенты (см. рис.1).

Рис.1. Спортивное шоу как основа прочих бизнесов.

Рис.1. Спортивное шоу как основа прочих бизнесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Но не только зрители испытывали потребность в развлечении, сопереживании и общении. Профессиональные атлеты, музыканты, поэты, театральные актеры, цирковые артисты также были заинтересованы в проведении масштабных культурно-спортивных мероприятий, на которых они могли бы в полной мере проявить свой талант, самореализоваться, собрать необходимые денежные суммы. На глазах у тысяч зрителей можно было быстро сделать себе имя, создать известность и репутацию, найти влиятельных покровителей и почитателей.

Заинтересованной стороной в проведении крупных спортивных и развлекательных мероприятий были также их организаторы, так как это ремесло было их основным бизнесом, приносившим доходы. От прибытия к месту проведения соревнований спортсменов и болельщиков выигрывали также представители смежного бизнеса – торговли, транспорта, гостиниц, предприятий общественного питания. Доходы местного предпринимательского сообщества при наплыве потребителей кратно возрастали.

Нельзя также не отметить и то обстоятельство, что демонстрация спортивных зрелищ была и остается основным способом получения доходов спортсменами, их владельцами, а также объединениями профессиональных атлетов. Без проведения больших соревнований и игр, собирающих значительное количество зрителей и обеспечивающая профессиональных спортсменов денежными поступлениями, данная статья доходов не работает. А это ставит под вопрос само существование профессионального спорта как сферы коммерческой деятельности и шоу-бизнеса.

Не претерпели каких-либо существенных изменений интересы всех заинтересованных сторон и в настоящее время. Правда, к основным группам операторов рынка спортивных и зрелищных услуг добавился еще один значимый участник – государство, которое имеет свою выгоду в виде поступлений от налогов, прямой и косвенной пропаганды спорта и здорового образа жизни. Современные подходы государственных властей всех уровней состоят во всемерной поддержке профессионального спорта как рекламы нации, ее человеческого материала, как способа развития спортивного бизнеса, создания новых рабочих мест, оздоровления и сплочения населения. Именно по этим причинам между многими государствами ведется бескомпромиссная борьба за право проведения Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по видам спорта. Иными словами, государство имеет от спортивного шоу-бизнеса свою долю выгоды, поэтому также весьма охотно поддерживает его.

Другим крупнейшим участником экономических отношений в спортивном шоу-бизнесе стали средства массовой информации, которые в значительной мере изменили масштаб этого феномена, сделав его подлинно глобальным и доступным одновременно огромному числу зрителей, находящихся на значительном расстоянии от мест проведения соревнований.

Подключение к спорту электронных СМИ в значительной степени изменило структуру и содержание бизнес-процессов, сделало профессиональных спортсменов узнаваемыми во всем мире фигурами, звездами шоу-бизнеса. Если без участия электронных СМИ спортивным зрелищем наслаждались от силы несколько десятков тысяч болельщиков, собравшихся на стадионах или вдоль спортивных трасс, то с включением в процесс вещателей зрительская аудитория многократно возрастает. В экономическом плане это означает, что сами спортсмены продолжают производить тот же рыночный продукт (зрелище). Принципиально меняется только количество его потребителей за счет радиослушателей, телезрителей и интернет-пользователей (см. рис.2).

Рис.2. Схема расширения численности потребителей спортивного шоу за счет электронных СМИ.

Рис.2. Схема расширения численности потребителей спортивного шоу за счет электронных СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом издержки, понесенные спортсменами и организаторами спортивного бизнеса, остаются прежними – не меняются затраты на тренировочный процесс, транспортные расходы, содержание технического персонала и материальной базы. Однако теперь они окупаются не только за счет зрителей, пришедших на стадионы, но и за счет всех прочих болельщиков, пользующихся радио, телевидением и Интернетом. Это обстоятельство создает для спортсменов и тренеров две важнейшие предпосылки:

а) их узнаваемость и слава радикально возрастает;

б) их доходы значительно увеличиваются.

Превращение профессионального спорта в значимый сегмент шоу-бизнеса означает также вступление в острую конкуренцию с прочими продуктами вещателей – прежде всего, с кино, театром, эстрадой, цирком, прочими досуговыми и развлекательными институтами. Чтобы выдержать эту конкуренцию, спортивное шоу должно быть интересным, содержательным, информационно насыщенным, содержать в себе элементы праздника и новизны. А это, в свою очередь, требует специальной подготовки от спортивных менеджеров и организаторов спортивных соревнований. О том, как осуществляется такая подготовительная работа, мы поговорим ниже.

[1] Следует отметить, что и Олимпиады нового времени, возрожденные в 1896 году, также были спортивно-культурными форумами. Так, инициатор возрождения Игр и будущий глава МОК, Пьер де Кубертен, увлекшись идеей закрепления взаимосвязи между спортом и искусством, созвал в мае 1906 г. в Париже Консультативную конференцию искусства, литературы и спорта, которая предложила МОК учредить пять конкурсов по архитектуре, музыке, скульптуре, живописи и литературе. На Олимпиаде в Стокгольме (1912 г.) Кубертен, выступавший под псевдонимом, был удостоен золотой медали Олимпиады в номинации литература за сочинения стихов «Ода спорту».

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.