Спортбары как часть спортивной индустрии

В последние два десятилетия наблюдается тенденция усиления роли спортбаров как части спортивной индустрии. Теперь эти учреждения не просто выполняют роль пунктов питания в режиме фаст-фуда, пивных или закусочных, но стали новым медийным институтом и клубом по интересам, где собираются болельщики, обсуждаются спортивные темы, наблюдаются соревнования, проходящие в разных странах и на различных континентах. Спортбары в организационном плане стали более походить на информационные центры, где концентрируются болельщики, вещаются в онлайн-режиме интернет-трансляции и ТВ-передачи, передаваемые по кабельным и спутниковым каналам.

Болельщики из разряда физически присутствующих на соревнованиях превращаются в виртуальных со всеми плюсами и минусами данной трансформации. Трибуны и места в ложах спортсооружений им заменяют места за столиками и барными стойками; для всех тех, кто любит коллективные просмотры, спортбары становятся неплохой заменой стадионам, трассам, бассейнам и дворцам спорта.

Что же они собой представляют, эти спортбары, с точки зрения классификации и выполняемых функций? В чём их достоинства и недостатки? Каковы, наконец, их будущие перспективы с точки зрения удобства, массовости, конкуренции с офлайновыми спортсооружениями?

Начнём с определения понятия и краткой классификации спортбаров как экономико-спортивных институтов. Спортивный бар, в современном понимании, не является простой совокупностью трёх инфраструктурных компонентов – пунктов общественного питания, кино- и телезалов, а также клубов по интересам. Спортбары стали ныне площадкой обмена мнений и консультаций, местом заключения пари на исходы спортивных состязаний и матчей регулярных чемпионатов, пунктом вовлечения в спортивную жизнь ближайшего круга общения, ареной встреч с ветеранами спорта и выдающимися атлетами. Часть спортбаров выполняет и другую общественно полезную нагрузку, становясь в той или иной мере музеями спорта.

Различают спортивные бары по целому ряду признаков – алкогольные и безалкогольные, моноспортивные (футбольные, баскетбольные, хоккейные) и мультиспортивные (собирающие любителей многих видов спорта), моноклубные (армейские, динамовские, спартаковские и т.д.) или поликлубные (куда приходят болельщики разных клубов), организованные в виде кафе (с оплатой чека за заказанные блюда и напитки) и антикафе (с оплатой за время пребывания). Приведенную классификацию можно дополнить спортивными сервисами внутри спортбара – с предоставлением таковых (например, бильярда, шахмат, компьютерных игр) или без таковых.

В известном смысле спортбары стали выступать товарами-субститутами (заменителями) для стадионов, ледовых арен, дворцов спорта на местном уровне. Особенно это отчётливо просматривается в периоды экономических трудностей и повышения цен на входные билеты (абонементы). В прошлый, 2016 год, средняя посещаемость стадионов на матчах футбольной премьер-лиги РФ сократилась до 10,5 тысяч человек, поставив таким образом некий антирекорд. В числе причин данного тренда – ухудшение финансового положения населения и развитие системы спортбаров в России.

Конечно, можно сказать, что для истинного болельщика личное присутствие на матче или соревновании – ничем не заменимое чувство. Но чтобы испытать это чувство, нужно поиздержаться – иногда чувствительно, потратившись на переезд, билеты, неудобства и толкотню. Кроме того, не все моменты спортивного события можно разглядеть с трибун.

В спортбаре ситуация иная – все яркие моменты будут показаны в повторах крупным планом. Нет неудобств транспортного и прочего характера, связанных с досмотрами и системами безопасности. При этом эффект коллективного боления остаётся, а употреблять пиво или спиртное никто не запрещает. Не следует забывать и о том, что отечественный закон о болельщиках предусматривает так называемые чёрные списки, когда фанат может быть отлучён от команды из-за запрета на посещение стадиона.

Будущее спортивных баров представляется мне довольно перспективным по нескольким причинам. Во-первых, в отличие от многих спортсооружений, спортбары – частные, а не государственные (муниципальные) организации. Они не требуют бюджетных средств и существуют на деньги своих владельцев. А частный собственник, как известно, больше реагирует на запросы потребителей, чем государство.

Второй момент связан с экономией и разнообразием сервисов спортбаров. Как уже отмечалось выше, спортбары позволяют болельщикам экономить время и деньги – особенно тогда, когда состязания проходят в других регионах и государствах.

В-третьих, в спортбарах можно общаться в любое время суток, а не только в момент проведения соревнований. Сюда приходят тренеры, бывшие и действующие спортсмены, любители спортивной статистики, собиратели автографов, участники интернет-аукционов спортивных раритетов, организаторы встреч спортивных менеджеров, агентов и игроков с посетителями спортбаров.

Учитывая возросшие технические возможности онлайн-общения и эффектов присутствия на спортивных событиях, можно предположить, что спортбары будут поступательно развиваться, отбирая часть потребителей у других участников спортивной индустрии – букмекеров, стадионов и даже магазинов спортивных товаров, торгующих специальным питанием, биодобавками, сувенирами, атрибутикой.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.