Пенсионная проблема становится в современной России всё острее. Подешевевшая нефть и стареющее население страны обременяют государственный бюджет нашей страны нарастающим итогом. И хотя президент В. Путин возражает против повышения пенсионного возраста, де-факто мы наблюдаем неуклонный дрейф именно в этом направлении. Буквально накануне министр финансов РФ А. Силуанов проговорил своё видение этой назревшей проблемы – по мнению главы Минфина следует отодвинуть пенсионный возраст до 63 лет – как для мужчин, так и для женщин. Это, по его мнению, справедливо, так как нынешние пенсионные планки – в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин весьма низкие; а учитывая то, что женщины живут в среднем на 8-10 лет больше мужчин, в возрасте выхода на пенсию всех нужно уровнять.
Что ж, предложения министра логичны и учитывают опыт многих постсоветских стран, которые вынуждены были пойти на этот непопулярный шаг значительно ранее нас. Однако, боюсь, что даже эта мера не сможет коренным образом переломить ситуацию к лучшему. С одной стороны, несомненно, россияне будут после сдвижки выхода на пенсию больше работать и более продолжительное время перечислять взносы в Пенсионный фонд России, что в известной мере ослабит давление на бюджет и снизит дотационность ПФР. Но на другой чаше весов будут новые проблемы – людям старшего возраста будет всё труднее находить работу, что станет причиной бедности и расширения теневого сектора экономики. Престарелые люди, избегающие напряжённого физического труда, будут до отказа заполнять сферы науки, здравоохранения, образования, учреждений культуры и госслужбы. Молодым людям будет всё сложнее продвигаться по карьерной лестнице.
Что же делать в таких условиях? Как сохранить справедливость распределения, обойтись без урезания пенсий работающим пенсионерам, уменьшить диспропорции между пенсиями привилегированных и обычных пенсионеров? И это уже не говоря о таких «мелочах», как решение вопроса с наследованием пенсионных накоплений (когда пенсионер, всю жизнь вносивший деньги на свой пенсионный счёт, вдруг рано умирает), о переводе пенсии за границу (если пенсионер выезжает на ПМЖ за рубеж), о выборе «тарифных планов» по внесению средств и многое другое.
Можно ответить просто – пользуйтесь системой корпоративного добровольного страхования или системой негосударственных пенсионных фондов. Но и здесь есть свои подводные камни. Как показала практика последних лет, управляющие компании, работающие на НПФ, не могут обеспечить доходность вложенным активам даже на уровне инфляции. Да и проценты ВЭБа, обслуживающего госсектор, просто смехотворны. Наш фондовый рынок таков, что заработать на нём могут лишь единицы – да и то, за счёт своих незадачливых собратьев. Так что и на этом поле имеются немалые проблемы.
Если говорить коротко и по существу, пенсионную систему России следует реконструировать по радикальным рецептам. Их суть состоит в следующем:
- Необходимо изменить саму идеологию пенсионного обеспечения и разрешить гражданам России отказываться от услуг ПФР в обмен на обязательство самостоятельно копить на пенсию. Кстати, такую схему, когда граждане открывают специальные пенсионные счета в Сбербанке, упоминал Владимир Путин, будучи кандидатом в президенты РФ (2012) в статье, посвящённой будущему развитию страны. Не сомневаюсь, что этот пункт может не понравиться многим чиновникам, но также допускаю, что достаточное количество молодых и зрелых людей предпочтут взять ответственность за пенсии на себя. Они не будут иметь никаких отношений с ПФР и станут освобождаться от обязанности ежемесячно перечислять туда более четверти заработанных денег.
- ПФР следует самым серьёзным образом модернизировать, так как ныне ПФР – это монстр, пожирающий существенную часть пенсионных денег. К числу неэффективных расходов ПФР относятся и раздутые штаты, и просторные помещения, и приличные зарплаты руководящего состава, и жилищное строительство и т.д. и т.п. ПФР должен быть компактным, эффективным и недорогим. Возможно, впоследствии от него можно будет вообще отказаться за счёт развития интернет-технологий.
- Государству следует умерить аппетиты государственных служащих, чиновников, депутатов, судей, прокуроров и прочих привилегированных кластеров пенсионеров, которые явно потеряли чувство меры. Понятно, что урезания на данном фронте не понравятся данным категориям получателей, однако это необходимо по двум причинам: а) в целях экономии бюджетных средств; б) для восстановления к системе доверия и поддержания социальной справедливости.
- Законодателям следует без промедления отказаться от различных льготных списков по вредности, когда работники химических и прочих предприятий выходят на пенсию на 5 и 10 лет раньше положенного срока. Вредность должна оплачиваться акционерными обществами, где есть такие условия труда, а не государственным бюджетом.
Когда эти первоочередные меры будут реализованы, можно будет оценить ресурс экономии и далее приступать к дальнейшему реформированию, без особого наступления на права простых трудящихся.