Доверие и реформирование: опять на развилке дорог

Потребительское поведение имеет для экономики весьма большое значение. От того, как поведут себя массы хозяйствующих субъектов (физических лиц и предприятий), зависит, будет ли происходить экономический рост или спад, будут ли производиться инвестиции в бизнес, станут ли потребители больше тратить или будут стараться сберегать свои денежные средства. В основе многих экономических кризисов лежат факторы изменения потребительского поведения, которые меняются от ажиотажного спроса и раздутия финансовых пузырей, до практически полного отсутствия желания тратить деньги из-за неуверенности в завтрашнем дне.

От чего же зависит хозяйственное поведение людей? Почему в каких-то ситуациях они легко расстаются с деньгами, позволяя себе даже чрезмерные покупки и кредиты, а в других становятся чрезвычайно экономными, не желающими рисковать даже совсем малым? Ответы по поставленные вопросы являются крайне важными для стабильного функционирования экономических систем, для антикризисного регулирования и поддержания заданного уровня благосостояния населения. Причём от последнего фактора в значительной степени зависит протестная активность в социуме.

Очевидно, что практические действия людей зависят от их мыслей и от той картины мира, которая складывается в их сознании. Множество фактов из повседневной действительности складываются в общую мозаику памяти и мыслительных процессов, обрабатываются мозгом и формируют результирующую доминанту, которую называют уровнем доверия или недоверия.

Коротко проанализируем экономический смысл категории «доверие». Каждый человек имеет своё мнение по многим вопросам. Все мы придерживаемся определённых взглядов на происхождение мира, на существование Бога, на жизнь людей в зарубежных странах, уровень потребления благ в тех или иных регионах или государствах. Мы часто говорим: «Во всём мире люди поступают так-то», или «Ни в одной стране нет такого», хотя подчас никогда не бывали за пределами своего региона.

Когда снижается рубль, мы спешим в обменные пункты валюты, чтобы купить американские доллары или евро, хотя знаем (или когда-то слышали), что США имеют колоссальный внешний и внутренний долг, исчисляемый почти двумя десятками триллионов долларов. Мы точно не знаем, будет ли существовать евро как денежная единица в ближайшие годы, если страны Евросоюза начнут покидать его по различным причинам. И тем не менее в ситуации девальвации рубля мы покупаем такие же рискованные активы, которым больше доверяем.

Доверие в экономике – это важнейшая категория, которая выступает субститутом (т.е. заменителем) знания. Президент В.Путин, как опытный политик, хорошо знает об этом факте, и всегда старается поддерживать доверие россиян к себе, правительству, всем прочим институтам власти. Прямая линия общения с народом – незаменимый инструмент формирования доверия, снятия подозрительности, сомнений, недоговорённостей.

Но открытое общение и публичные высказывания президента – обоюдоострое оружие; неверно выбранное выражение, заминки, паузы в словах, мимика и тональность сказанного могут сыграть и в обратную сторону. Искушённые инвесторы, предприниматели, финансовые институты, зарубежные правительства и крупные корпорации – это не просто зрители и внимательные слушатели ответов президента на различные вопросы. Все ответы первого лица государства анализируются профессионалами, которые свои наблюдения воплощают в конкретные действия. Соответственно, мы можем понять реакцию бизнеса и финансовых кругов по движению котировок ценных бумаг, национальной валюты, сырьевых товаров.

До выступления Владимира Путина 16 апреля котировки рубля двигались в направлении укрепления нашей валюты с головокружительной скоростью, делая в день по 2-3 процента по отношению к доллару и евро. Ещё за каких-нибудь полчаса до начала прямой линии котировки рубля находились в коридоре 49,5 – 49,8 рубля за 1 американский доллар. Спустя час после начала ответов президента, стоимость рубля стала уменьшаться – за доллар уже давали 51 рубль. После того, как прямая линия завершилась, и стало ясно, что особых новостей на экономическом поле не будет, котировки рубля стали в нерешительности колебаться возле нового положения равновесия.

После того, как инвесторы досконально проанализировали ответы Путина россиянам, стало понятно, что они ожидали от российского президента гораздо большего – если и не нового НЭПа версии 2.0, то хотя бы серьёзных импульсов для развития предпринимательства – налоговых послаблений, преференций для иностранных инвестиций, госгарантий и прочих выгодных условий. Но нет, этого не произошло, ожидания внутренних и внешних инвесторов не оправдались.

И вот в понедельник, 20 апреля, мы видим рубль на новых старых рубежах – 53,30 руб. за доллар и 57,17 руб. за единицу европейской валюты. При этом цена нефти сорта Brent была в эти дни относительно стабильной.

Что же мы имеем в сухом остатке? По-видимому, Владимир Путин в этот раз смог вызвать доверие только у большей части населения России, которому понравилась фраза о реформах, для которых нужна не только голова, но и сердце. Звучит, бесспорно, красиво. Однако одними словами нельзя вызвать доверие у профессионалов, которые хотели бы получить и некую конкретику в виде фактов, цифр, законов и будущих законодательных инициатив. А уже на основе этих правовых и хозяйственных действий можно прогнозировать темпы экономического роста.

К сожалению, президент опять не решился на структурные реформы, на более радикальные меры по развитию малого и среднего бизнеса, на сокращения чиновничьего аппарата, на замену части министров. Не исключено, что боязнь растерять доверие россиян из-за проведения модернизации экономики и управленческого аппарата, приведёт к снижению поддержки власти. И тогда хозяйственная ситуация может быстро ухудшиться.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.