Спорт как важнейшее общественное явление, вопреки идеалистической формуле П. де Кубертена, не может отгородиться от социально-экономических и политических процессов. По словам американского социолога Р. Липсайта, «спорт был, есть и всегда будет отражением магистрального развития культуры и общества. Те, кто утверждает, что мы могли бы или нам следует оградить спорт от политики, освободить его от коммерции и идеологии — глупцы» [3].
Переход на позиции открытого признания взаимосвязи спорта и политики, отказ от раннее распространенных теорий аполитичности, нейтральности спорта, произошел в 1950-х годах. Французский социолог Дж. Мейно, анализируя взаимосвязь «спорт-политика», отмечал, что спорт в большей степени является орудием в руках политики, нежели сам оказывает влияние на неё. По мнению американских социологов Г. Люшен и Дж. Сейдж, «политический аспект спорта известен не во всех странах, но нет никакого сомнения в том, что достижения национальных команд и отдельных атлетов приобретают политическое значение и, следовательно, используются в политических целях… на том или ином уровне политические институты оказывают влияние на институт спорта, подчеркивая тесную связь между ним и политикой» [1].
В современных условиях наблюдается растущее взаимопритяжение спорта и политики. Политическая система в постсоветской России характеризуется крайним и поляризованным плюрализмом и даже атомизированной партийной системой (по известной классификации Дж. Сартори). В этих условиях успешное использование спорта и спортсменов как объектов всенародной любви оборачивается солидными политическими дивидендами.
Назовем несколько наиболее конкретных проявлений взаимосвязей спорта и политики:
- непосредственное вхождение в большую политику спортивной элиты (или использование их политической элитой). Вспомним, например, участие Ю. Власова в президентской кампании 1996 г. в России, когда он даже в условиях жестокой информационной блокады по количеству голосов почти не уступил М. Горбачеву и опередил миллиардера В. Брынцалова. Наконец, следует отметить роль А. Карелина в достижении феноменального успеха предвыборного блока «Единство» («Медведь») на думских выборах 1999 г.
По словам А. Карелина, всё, что связано с выборами, — интересный экзамен: «… первые две недели предвыборной кампании я относился к происходившему как к личному унижению. Проявляется слишком пристальный интерес ко всему, что тебя окружает. Пробуют со всех сторон, пытаются откусить кусочек для исследования…. Но в конце концов я успокоился. Понял, что, выборы — прежде всего тест. Своего рода углублённое психологическое обследование — подходишь ли ты на роль, которую тебе доверили. И не важно при этом, куда тебя выбирают — в президенты федерации борьбы или в президенты Российской Федерации» [2]. Возможно, спортсмены после завершения спортивной карьеры уходят в политику, полагая, что это занятие может принести не меньше интереса и эмоций, чем спорт. К тому же, человек со спортивной психологией всегда стремится к лидерству;
- приход к руководству НОКами, международными и национальными спортивными федерациями президентов, премьеров, министров: А. Лукашенко как президента НОК Белоруссии, К. Илюмжинова в качестве президента международной шахматной федерации, В. Пустовойтенко как президента федерации футбола Украины. Такие примеры характерны также для коммунистических Китая, Кубы, посткоммунистической Румынии, арабских стран — Ирака, Саудовской Аравии;
- расширяется использование спортивного рычага в пропагандистских целях в избирательных кампаниях через СМИ. Политические деятели от местного до национального уровня извлекают максимальную выгоду из спорта, потому что спорт не только широко распространённое явление в современном обществе, но ассоциируется с тем, что хорошо, морально и справедливо. Таким образом, связь со спортом ставит политического деятеля на сторону справедливости. Политические деятели используют спорт для создания и сохранения при помощи СМИ своего «имиджа» мужественной личности, способной перенести физические трудности, и формирования политического сознания зрительской аудитории.
Американские социологи отмечают три направления использования спорта в политических целях: 1) для доказательства положительного и политически вознаграждаемого имиджа политического деятеля; 2) для воспитания чувств коллективного и национального единства; 3) для сравнения политических идеологий и соревнования между ними. Не последнее значение при этом имеет привлечение внимания зрителей, являющихся потенциальными избирателями, к конкретно провозглашаемой политике. В такой ситуации спортивное соревнование представляется «идеальной платформой» для пропаганды и рекламы различных политических программ среди социальных групп с неоднородными политическими взглядами. Решающую роль в создании «имиджа» играют СМИ, которые, представляя кандидата, стремятся выделить или найти соответствующие факты его спортивного прошлого. Американский социолог Б. Петри утверждает, что такая тактика настолько обычна, что было бы политически опасно для кандидата, выдвигая свою кандидатуру, занимать отрицательную позицию по отношению к физической активности в создании своего «имиджа» [3].
Для иллюстрации приведем некоторые высказывания политических и государственных деятелей различных стран. В I960 г. Дж. Кеннеди говорил: «Со времен древних греков считается, что существует тесная связь между силами духовными и физическими. Мы надеемся, используя влияние правительства, распространить этот сильный дух между американскими юношами и девушками, заинтересовать их этой стороной развития. Мы не хотим быть нацией пассивных созерцателей. Мы хотим быть энергичными участниками жизни» [1]. Дж Форд в 1974 г. подчеркивал, что «для любой страны независимо от национального характера и уровня образованности общества, не много существует более важных факторов роста и благосостояния, чем соревновательный спорт» [1]. В 1998 г. перед заключительным туром президентских выборов Ф. Миттеран заявил, что «главное — чтобы физическая и спортивная деятельность стали одним из ключевых элементов государственной политики» [1].
Следует отметить, что распространение спортивной лексики в политическом языке — это не «произвольное» явление, а тщательно организуемый процесс отбора и применения спортивных выражений в выступлениях политических деятелей в зависимости от конкретной ситуации. Например, известный плакат периода трагического противостояния Ельцина и Верховного Совета в октябрьские дни 1993 года гласил — «Верный ход, президент!». Российские политические деятели не стоят в стороне от спорта. Президента РФ В. Путина СМИ довольно часто показывают на горнолыжных трассах или в борцовском зале. Многие депутаты принимают участие в шахматных турнирах и матчах сборной Государственной Думы, в частности, кандидат в мастера, он же председатель Бюджетного комитета А. Жуков, второй по значимости «яблочник», шахматный мастер С. Иваненко.
Спорт сегодня не только связан, но и влияет на такие области современной жизни, как политика, экономика, культура, образование, средства массовой информации и т.д. Проблема взаимосвязи спорта и политики еще недостаточно изучена, требует серьезного научного и прежде всего социологического анализа. Но уже сегодня специалисты осознают опасности использования спорта как инструмента «грязной» политики. Отсюда и призывы вернуть ему первоначальное предназначение посла мира, дружбы между народами, дружеского соперничества вместо войны и взаимной ненависти. Спорт должен способствовать объединению людей, независимо от их политических взглядов, национальной, религиозной принадлежности и социального уровня.
Литература:
- Гостев Р. Спорт и законодательство. М., 2001.
- Вайцеховская Е. Интервью с А. Карелиным www.sport-express.ru.
- Серебряков А., Пономарев Н. Социология спорта США. М., 1987.
См. также: Проблемы взаимодействия спорта и политики: международный аспект