Понятие «рынок» имеет двойную трактовку. С одной стороны, под рынком понимается особым образом обустроенное для торговли место, где производятся сделки купли-продажи. С другой стороны, рынок (или рыночная экономика) – это система взаимоотношений продавцов и покупателей, которые постоянно вступают в деловые контакты, заключают сделки или отказываются от них в зависимости от запрашиваемых цен. В нашем кратком обзоре рынок мы будем трактовать в смысле экономической системы, в которой всё имеет свою цену.
Рынок не является изобретением какого-либо лица или народа; это сложившаяся исторически система распределения общественных благ, основанная на универсальном измерителе стоимости любых товаров и услуг – деньгах. Деньги, в какой бы форме они не существовали – золотых и серебряных монетах, бумажных купюрах, электронной форме – являются квинтэссенцией рынка, его символом и всемогущей силой. Кто обладает в рыночной экономике деньгами, тот обладает силой и «чеканной» свободой.
Против рыночной системы, о несправедливостях и дефектах которой мы скажем ниже, не раз восставали представители трудящегося большинства, требуя изменить правила рынка или отказаться от него вообще. Иногда это удавалось, но каждый раз рынок восстанавливался вновь, так как никакие религиозные или идеологические модели не могли его заменить.
Как показала историческая практика, для эффективно функционирующего рынка нужны следующие условия:
— частная собственность на средства производства;
— личная свобода людей, имеющих возможность выбирать товары, профессии, работу по найму или предпринимательство;
— свободное ценообразование на всё, что имеет рыночную ценность (активы);
— отсутствие сословных привилегий или правительственных монополий;
— безопасность для граждан и бизнеса.
Когда необходимые условия созданы, множество физических и юридических лиц вступает в экономическую деятельность, борясь за прибыль и наиболее благоприятные условия хозяйствования. Следствием этого становится конкуренция, которая составляет обязательный элемент и основу рыночной экономики.
Однако режим конкуренция не существует сам по себе, его приходится поддерживать государству на законодательном уровне, а также организационными мерами. Дело в том, что всегда находятся предприниматели, которые оказываются сильнее, хитрее, решительней других. Они подминают под себя целые отрасли, образуют крупнейшие холдинги и монополии, контролирующие рынок. Кроме того, возникает такое явление как недобросовестная конкуренция. Удивительное дело, но конкуренция уничтожает конкуренцию. Чтобы этого не происходило, требуется оперативное вмешательство законодателей и правительства. В то же время такое вмешательство не должно быть чрезмерным, чтобы не затруднять работу рыночного механизма. Работа правительства должна уподобляться работе сторожа, ружьё которого хорошо смазано и всегда готово к употреблению; но без особой надобности сторож не вмешивается в ситуацию.
Рыночный механизм действует на основе спроса и предложения. Каждый потребитель голосует ежедневно рублём за тот или иной товар. Предприятия и частные предприниматели производят больше того товара, который пользуется спросом, и меньше того, который покупают неохотно. Аналогично происходит и с профессиями – те, что востребованы больше, лучше оплачиваются, а те, что не востребованы, постепенно уходят с рынка.
Следует иметь в виду, что рыночная система – не идеальная конструкция, она обладает целым рядом дефектов, которые проистекают из недостатков человека. К дефектам рынка относятся:
— эксплуатация человека человеком, что не раз приводило к забастовкам, бунтам и социальным революциям;
— рынок несправедлив в том смысле, что не замечает потребностей тех слоёв населения, которые не имеют достаточных денежных средств – детей, инвалидов, престарелых граждан, то есть всех тех, кто не может на равных участвовать в рыночной конкуренции;
— рынок развивается нестабильно, с чередованием роста и спада, депрессиями и кризисами;
— рынок не решает вопросов защиты окружающей среды, финансирования фундаментальной науки, обороноспособности страны, создания общественных благ.
Решение этих и ряда других вопросов — таких, как создание рыночной инфраструктуры, надлежащего правового и инвестиционного климата, должно брать на себя государство.
К преимуществам рынка относятся:
- эффективное распределение ресурсов, которые направляются только на экономически оправданные проекты;
- удовлетворение самых разнообразных потребностей, подкреплённых платёжеспособным спросом;
- приспособляемость к меняющимся внешним условиям. Так, при росте цен на энергоносители активизируются поиски альтернативных источников энергии, ищутся резервы экономии за счёт новых технологий и организационных схем;
- рынок позволяет предпринимателям и другим участникам экономических процессов самореализовываться в системе конкуренции и свободы выбора.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Истина, её относительность. Критерии истины
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Инфляция: причины и последствия
Источники финансирования бизнеса
Постоянные и переменные затраты
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития