Основную часть своего часового выступления Владимир Путин посвятил не вопросам внешней политики и борьбы с терроризмом (на что ушло 17 минут выступления), а экономическим проблемам, которые являются для нашей страны наиболее острыми и актуальными (26 минут).
Опустим обязательные фразы о терроризме, торговцах дешёвой нефтью и о том, что Турция «не отделается одними помидорами». Перейдём сразу к экономической составляющей речи.
Глава государства констатировал, что мировые цены на сырьевые товары и углеводороды могут оставаться низкими в течение продолжительного времени, в связи с чем России необходимы структурные реформы. Правда, в отличие от прошлогоднего послания, В.Путин не стал конкретизировать, что под этим понимается и каких показателей следует достигнуть. О пенсионной реформе, модернизации здравоохранения, образования, культурной и социальной сферы сказано ничего не было. Не прозвучало также слов о реструктуризации и приватизации госкорпораций, о создании системы равной и свободной конкуренции на рынках. Правда, российский президент обратил внимание слушателей на то обстоятельство, что государственный бюджет должен быть сбалансированным; его дефицит не должен превышать 3% даже в случае снижения доходов. За счёт каких статей должна осуществляться балансировка и кто будет снят с довольствия – осталось за кадром.
В очередной раз россияне услышали из уст президента, что налоговые условия для бизнеса меняться не должны. Мне представляется такой подход неконструктивным, так как а) налоги и сборы всё-таки неуклонно растут, и б) налоги следует снижать, так как при нынешнем их уровне честные предприниматели не могут выдерживать конкуренцию с теми, кто от налогов уклоняется. Данное предложение В.Путина лишь консервирует стагнацию бизнеса, а также позволяет правоохранителям «держать на крючке» тех бизнесменов, которые пытаются снизить налоговое бремя за счёт различных манипуляций. Сам же президент привёл неутешительные данные за 2014 год, согласно которым было возбуждено около 200 тысяч уголовных дел по экономическому составу преступлений, которые лишь для 15% фигурантов окончились реальными наказаниями. Но, по словам В.Путина, почти все предприниматели-фигуранты частично или полностью потеряли свой бизнес после завершения уголовных дел.
Как ни печально это констатировать, серьёзных экономических реформ Владимир Путин снова не предложил. Те косметические меры, которые были озвучены, не могут обеспечить хозяйственный прорыв (хотя решительная борьба с коррупцией, налоговыми уклонистами, хищениями в бюджетной сфере, раздутыми зарплатами в госкорпорациях и т.п. могли бы дать очень неплохие результаты). Снова, как и прежде, мы не услышали слов о российской науке, которая должна стать ведущей производительной силой, дать потребителям инновационные товары с новыми свойствами, которые завоюют внешние рынки. Масштабная приватизация того же Сбербанка (о которой упоминал Герман Греф), Роснефти, ВТБ, Транснефти и прочих государственных компаний могла бы компенсировать бюджету выпадение доходов. Да и другую госсобственность, а также доли в капитале унитарных предприятий можно было бы частично распродать с пользой для экономики.
Сейчас нам всем остаётся ждать, пока президент и правительство не почувствуют необходимости более решительных и кардинальных действий, способных развернуть негативную ситуацию в условиях внешних угроз и стареющего населения. Конечно, мы можем не знать всей информации, которая известна президенту и заставляет его идти по пути выжидания и мелких перемен, который тоже имеет свои преимущества — особенно сейчас, когда Россия осознала тяжесть внешнего давления и откровенного недружелюбия тех стран, которые В.Путин именует «партнёрами». Не исключено, что России придётся в ближайшие 3-5 лет «сосредоточиться» и пройти трудный путь повышения конкурентоспособности, эффективности производства, импортозамещения и значительного повышения производительности труда. Выдавливание России с европейских рынков газа и нефти, приостановка контрактов по «Турецкому потоку» и «Силе Сибири» заставит нас задуматься о переработке этих углеводородов на собственной территории, получения из них удобрений, пластмасс, новых материалов.
Полагаю, что президенту следовало предупредить россиян о возможном негативном экономическом сценарии, когда доходы населения не будут расти на протяжении 2-3 лет. Не исключается также и поиск «нового дна» кризиса, дальнейшего «затягивания поясов». В этой связи следовало развернуть тезис о соблюдении социальной справедливости более подробно, протестировать мнения россиян по поводу введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Но, видимо, это будет следующим этапом.
О некоторых итогах прошлогоднего послания В. Путина Федеральному собранию