В своей эволюции воронежская экономика прошла ряд последовательных этапов развития, каждый из которых весьма характерен и обладает своими специфическими особенностями.
На начальной стадии воронежская хозяйственная система стала формироваться как милитаризованная или военная экономика. Термин «военная экономика» довольно точно отражает общую направленность и цели хозяйственной деятельности в системе подобного типа – это дозорная служба, оборона закреплённых за крепостью Воронеж территорий, поддержка продовольствием, военным снаряжением, боеприпасами и иными товарами гарнизона крепости и казачьих подразделений, находившихся на южных рубежах Воронежского края.
Начиная с момента образования Воронежа в 1585 года и далее в течение целого века (т.е. фактически вплоть до петровского периода), местная экономика сохраняла оборонный характер. «Военизированная» экономика Воронежского региона была весьма затратна и довольно обременительна для государства. Поэтому естественным стало желание центральных властей перенести хотя бы часть расходов по содержанию крепости и гарнизона на местное население и отчасти на военный персонал. Малый размер и нерегулярность выплат жалованья военным, высокие налоги на местное население заставляли жителей Воронежского края заниматься охотой, торговлей, ремёслами и земледелием. Таким образом, даже несмотря на возможные нападения кочевников и «воровских черкас», в недрах военизированной экономики Воронежского края зарождался новый хозяйственный уклад сельскохозяйственного типа – как самый простой и не требовавший особых знаний. В большой степени развитию земледелия и скотоводства на территории Воронежского края способствовали обширные равнинные местности с плодородными чернозёмами.
С устранением угрозы внезапных нападений со стороны кочевников воронежская экономика постепенно утрачивает характер военной и во все большей степени приобретает признаки аграрной.
Однако плавную трансформацию воронежской экономики из военной в аграрную прервал царь-реформатор Пётр Великий. Строительство русского флота в черте города на одноименной реке Воронеж придало мощный импульс развитию промышленности и ремесленным промыслам в регионе. В начале XVIII столетия в Воронеже появляются канатное, суконное, литейное и другие производства.
Тем не менее, всплеск экономической активности в петровский период не сделал Воронежскую область индустриальной. После сворачивания кораблестроения в Воронеже регион становится классически аграрным, а промышленное производство в основном ограничивается суконным и пищевым направлениями.
Этап развития аграрной экономики длился весь XVIII и XIX века, захватывая отчасти и ХХ столетие. К этому времени в экономике Воронежского края стали усиливаться кризисные явления – из-за перенаселённости деревень образовался значительный избыток рабочей силы, в связи с истощением земель упала урожайность зерновых культур, обострилась проблема бедности и социальной нестабильности. Сельскохозяйственная направленность и отсутствие в Воронеже и области крупных промышленных производств предопределило ограниченный спрос на квалифицированную рабочую силу и образование, малые инвестиции в научно-технический прогресс и человеческий капитал. Стагнирующей экономике региона требовались фундаментальные изменения в организационной, кадровой, инвестиционной и инновационной политике.
С приходом к власти коммунистического руководства начались радикальные преобразования во всех сферах экономической, политической и культурной жизни Воронежского края. За кратчайшие сроки в регионе были созданы целые отрасли высокотехнологичных производств – химическая, машиностроительная, авиационная, радиоэлектронная. Параллельно с этим была сформирована вся необходимая инфраструктура – система образования всех уровней, введён в строй жилищный фонд, учреждения культуры и здравоохранения. Темпы преобразований, достигнутые в период с 1921 по 1941 гг., были поистине гигантскими. Именно этот период можно считать качественным поворотным моментом при переходе от традиционной аграрной к индустриальной экономике.
Преобразования, проводимые на этой стадии развития, затронули не только хозяйственную систему, но и огромный пласт социальных, культурных и организационных проблем. На данной фазе эволюции воронежской экономики активно формировался значительный контингент квалифицированной рабочей силы, инженерно-технических работников и специалистов производственного менеджмента. В условиях острого дефицита многих видов ресурсов (продуктов питания, жилья, материалов, комплектующих изделий и многого другого) в Воронеже была создана необходимая база для нового технологического уклада – индустриального типа экономики, который являлся новым, более высоким уровнем в совершенствовании хозяйственных отношений.
К сожалению, начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война прервала процесс активного роста воронежской экономики. Бои на территории Воронежской области, бомбёжки и пожары уничтожили или повредили 92% фонда жилых и производственных зданий и сооружений. Огромными были и людские потери. Многое из того, что создавалось путём неимоверного напряжения сил всего общества, было потеряно в период боёв и оккупации Воронежа.
Следующий, крайне тяжёлый и напряжённый, экономический период в развитии воронежской экономики, начал свой отсчёт с окончанием военных действий. Задачи, которые были поставлены перед воронежцами в это время, были грандиозными – не просто восстановить разрушенную экономику в кратчайшие сроки, но и добиться новых трудовых успехов, создать атомную энергетику и космическую отрасль в областной хозяйственной системе.
Несмотря на массу возникавших проблем, на известные сдвиги в сроках выполнения производственных планов, воронежская экономика уже к концу 1950-х – началу 1960-х годов выходит на новую траекторию хозяйственного развития. К этому времени был восстановлен и перекрыт объём довоенного промышленного производства, введен в строй целый ряд новых предприятий, реконструирована система медицинского обслуживания, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с восстановлением промышленного потенциала Воронежской области хозяйственная система мобилизационного типа, которая показала свою мощь и незаменимость в переходный и военный периоды, стала давать сбои. Темпы экономического роста стали замедляться и в 1970-1980-е годы наступил так называемый «застой», т.е. период, когда власти не проводили сколько-нибудь значимых реформ, надеясь на самопроизвольное улучшение экономической ситуации.
Однако в условиях ограниченной экономической свободы, отсутствия частной собственности и раскованной предпринимательской инициативы ситуация в промышленном производстве, в аграрном секторе и на потребительских рынках имела тенденцию к ухудшению. Сохранился и стал нарастать товарный дефицит, росло число убыточных предприятий, расширялся теневой сектор экономики. Попытки М.С. Горбачева улучшить ситуацию в рамках предложенной «перестройки» закончились неудачей.
С 1992 года воронежская экономика вновь подверглась системной трансформации: на этой кризисной стадии осуществлялся весьма болезненный переход к рыночному ценообразованию, проводилась приватизация государственной собственности. Тем не менее, переход к рыночным отношениям не решил единовременно всех экономических проблем, которые копились и консервировались в региональной хозяйственной системе в течение многих десятилетий. Более того, выяснилось, что для создания эффективной рыночной системы требуется целый ряд важнейших элементов – адекватное законодательство, защита внутреннего производителя, рыночное мышление и поведение, ограничение коррупции и прочее. Возврат к рыночной экономике оказался процессом значительно более сложным, чем представлялось на заре реформ.
При выстраивании новой системы хозяйственных отношений в полной мере проявились все ошибки и упущения, копившиеся десятилетиями – сохранявшийся десятилетиями дефицит качественных потребительских товаров, низкая конкурентоспособность многих видов продукции, моральный и физический износ основных фондов, всевластие монополий, обширный теневой сектор. На эти проблемы накладывалась такие негативные явления как мздоимство, низкая производственная и трудовая дисциплина, высокий уровень воровства и пьянства, засилье иностранных товаров на потребительских рынках. И всё это на фоне старения и убыли населения.
За десятилетие переходного периода многое удалось сделать, и если не решить, то в значительной степени смягчить указанные проблемы.
В начале XXI века воронежская хозяйственная система прошла, в основном, переходный период своей трансформации – экономика стала рыночной, достигнуто изобилие товаров на полках магазинов, безработицу удалось понизить до комфортных 4,5-5%. Уровень жизни воронежцев хотя и не стал желаемо комфортным, но вышел на стабильный уровень.
Правда, после 2014 года в течение целого ряда лет — включая ковидный период 2020-2022 годов достигнутый уровень жизни 2013 года постепенно снижался, что было связано с экономическими санкциями и необходимостью для РФ ускоренного укрепления военного потенциала.
Следует отметить, что для Воронежской области в 2020-е годы особое значение приобрёл аграрный сектор, игравшим в XVIII-XIX вв. главенствующую роль. Сельское хозяйство Воронежской области XXI века, основанное на новых технологиях, вновь стало лидером в региональной экономике по многим показателям — по урожайности (урожай 2020 г. стал для Воронежа рекордным за всё время существования), по экспортному потенциалу, по востребованности квалифицированных кадров. Думается, что при существующих тенденциях в изменении климата воронежское аграрное производство станет ещё более мощным и высоко маржинальным.
В то же время приходится констатировать, что Воронежская область в настоящее время столкнулась с целым рядом серьёзных вызовов, преодолеть которые будет весьма непросто. К их числу относятся такие факторы, как снижение рождаемости, старение и убыль населения, высокая конкуренция со стороны Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и других регионов России, военные действия на соседней Украине и ряд других обстоятельств.
На какой путь встанет воронежская экономика, по какому сценарию станут развиваться события в ближайшие десятилетия? На эти вопросы пока нет ответа. Будущее покажет. Сейчас ясно лишь одно: путь освоения и повсеместного внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения качества жизни воронежцев, потребует гораздо больших знаний, умений и усилий от руководителей города и области, поддержки выбранного курса всеми воронежцами.