В этот день, 19 марта 2016 года, Егору Тимуровичу Гайдару исполнилось бы 60 лет. Но даже до этой, не столь весомой даты, известный российский экономист и реформатор не дожил – он скончался в 2009 году в возрасте 53 лет. По официальной версии смерть Егора Гайдара наступила от отёка лёгких в результате сердечного приступа.
Работа в правительстве Бориса Ельцина на посту вице-премьера вызывала и продолжает вызывать самые противоречивые оценки: одни считают Е. Гайдара жестоким, бездушным реформатором и автором «шоковой терапии», нанесшего непоправимый вред стране и большинству населения; другие чтут Гайдара за решительность, способность принимать ответственность за экономику и судьбу страны на себя.
Сейчас, спустя 24 года после активного начала хозяйственных реформ, введения свободных цен с 7 января 1992 года, можно утверждать, что особого выбора альтернатив у правительства Ельцина-Гайдара не было. Страна, почти полностью потерявшая к тому времени свои золотовалютные резервы, распадавшаяся на части в результате политической дезинтеграции, испытывавшая огромные трудности с выплатой внешнего долга, с обесценившимися сбережениями населения, уже не могла себе позволить плавный переход к рынку. Накапливавшиеся годами и десятилетиями проблемы социального, экономического, идеологического характера выплеснулись в одночасье на головы россиян. Но в памяти народной осталось мнение, что виноват в падении жизненного уровня населения России, огромной инфляции 1992-1993 гг., развала оборонного комплекса и всей советской индустрии именно Гайдар, а также его сотоварищ-приватизатор госимущества Анатолий Чубайс.
Наверное, нет смысла переубеждать противников Егора Гайдара в его невиновности и чистоте замыслов. Слишком сильны были эмоции и огромен масштаб крушения советской империи. Как тонко подметил Сергей Есенин «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Видимо, россиянам и всем бывшим гражданам СССР понадобиться ещё много десятилетий, чтобы остыть от шока и по достоинству оценить фигуру реформатора Егора Гайдара.