Несмотря на свои благоприятные перспективы и очевидную пользу для всех заинтересованных сторон, промышленный туризм в России развивается в последние два десятилетия довольно натужно. В период горбачёвской перестройки и в лихие 1990-е российским предприятиям, местным и центральным властям было явно не до туризма, когда распадался СССР и вспыхивали региональные конфликты.
Потом, в конце 1990-х и начале 2000-х годов, активно набирали силу процессы деиндустриализации страны, перевод предприятий в частную собственность с дальнейшей перепродажей значительных производственных площадей застройщикам под многоэтажки, отели, гипермаркеты и бизнес-центры.
И вот, наконец, после 2010-х годов ситуация относительно стабилизировалась, процессы реструктуризации предприятий в основном завершаются, запускаются новые бизнесы. Иными словами, созревают предпосылки для освоения резервов промышленного туризма, который в настоящее время представляет низкоконкурентную отрасль с ограниченным числом игроков.
После введения в 2014 году против России западных экономических санкций, а также в результате теракта в небе над Синаем и инцидентом с российским бомбардировщиков на сирийско-турецкой границе, выездной туризм среди россиян заметно сократился. Особенно резко упал трафик в Египет и Турцию, где ежегодно отдыхало несколько миллионов россиян.
В связи с этим обстоятельством фокус общественного внимания переключился на внутренний туризм, который получил ощутимый импульс к развитию. Из-за существенной девальвации рубля повышенный интерес к российскому направлению стали проявлять иностранные туристы.
Однако несмотря на эти позитивные предпосылки, промышленный туризм в России развивается всё же недостаточно динамично. В чём же причины такого положения вещей, что мешает расцвету этого перспективного направления? В сжатом виде перечислим сдерживающие факторы (см. рис.10).
Первый момент связан с незнанием и неумением организовать работу с гостями на уровне предприятия, учреждения или индивидуального предпринимательства. Владельцы бизнеса и некоммерческих организаций зачастую плохо себе представляют возможности коммуникационных инструментов, «зашитых» в системе промышленного туризма. Исправить ситуацию на данном сегменте можно за счёт активных обучающих программ, тренингов и разъяснительной работы.
Действенным механизмом вовлечения предприятий и образовательных учреждений в систему промышленного туризма являются обязывающие распоряжения местных властей, предписывающих осуществление комплекса мероприятий как для принимающей стороны, так и для учебных заведений (в части ознакомительных практик, реализации краеведческих и патриотических программ).
Вторым серьёзным препятствием для развития промышленного туризма является ненадлежащее состояние предприятий, инфраструктуры, корпоративных музеев, цехов, оборудования. Грязь и несоблюдение техники безопасности, стандартов качества, нарушение рецептур, технологических процессов и техрегламентов сокращают возможности по приёму гостей, их обслуживания и откровенного разговора.
Третьим моментом, создающим барьеры в развитии промышленного туризма, является отсутствие поддержки местных властей. Законодательная и исполнительная власть, занимающая пассивную позицию, не желает лишней «головной боли», сторонится от нового и чреватого провалами направления.
Наконец, четвёртым фактором сдерживания промышленного туризма является стеснение сотрудников предприятия, которым кажется, что они выполняют непрестижную работу.
К числу затрудняющих промышленный туризм обстоятельств можно также отнести дефицит кадров (экскурсоводов, организаторов туров и проч.), отсутствие положительных примеров, недостаток информации об успешных профильных бизнесах, слабая научно-методическая и краеведческая работа.