Каждое время имеет свои идеалы, ценности и образцы для подражания. Они определяют культурную среду, настроения властей, общества, комплексы явных и скрытых противостояний, противоречий и взглядов на мир. Сегодня, живя в мире покемонов, рекламных и пропагандистских образов на улицах, в быту, интернете и СМИ, мы почти не замечаем, как погружаемся в пучину брэндов, слоганов, в водоворот изображений теле- и кинозвёзд, спортсменов и шоуменов, взирающих с улыбкой на массового потребителя с экранов, обложек и биллбордов.
Наше сознание практически полностью адаптировалось к такой рекламе, от которой, скажем, у советского человека, волосы бы зашевелились на голове. Чего стоят, например, образы некоторых продуктов питания, сопровождаемых слоганом: «Смотри, не обострись!» (см. рис.1).
Шоком для людей старшего поколения являются рекламные обращения с призывом не просто отдохнуть на пляже в зарубежной поездке, а советующие: «Закопай тёщу в песок!» за весьма приемлемую сумму (см. рис.2).
Не хотелось бы выступать в роли ментора и апологета общественной морали, восклицая, подобно Цицерону в его речи против Катилины: «О времена! О нравы!». Понятно, что создатели рекламы таким бесшабашным способом пытаются пробить информационную защиту индивидов, которая отсекает информационный шум от многочисленных коммерческих предложений. Удивление, возмущение, сомнительный юмор на грани приличия – всё это способствует запоминанию рекламы.
По сути дела, рекламщики, художники и специалисты по потребительской психологии не изобретают ничего принципиально нового – именно так действовали известнейшие живописцы Э. Мунк (картина «Крик»), К. Малевич («Чёрный квадрат») и ряд других, эпатировавших и провоцировавших публику.
Мы не зря начали рассмотрение темы сурового стиля с упоминания современной рекламы. В нашем прошлом полувековой давности уличная живописно-рекламная среда ограничивалась, в основном, плакатом, Досками почёта и монументальными формами (чеканками, барельефами, мозаиками, стилизованными надписями типа «Миру – мир» или «Слава КПСС»). Вся окружающая обстановка советских городов и посёлков должна была воздействовать на сознание людей таким образом, чтобы воспитывать в них соответствующие чувства и нравственные ценности.
А задача нести искусство в массы была поставлена ещё в первые годы советской власти. Чтобы искусство было понятно неподготовленным рабочим, служащим и крестьянам, его надо было облачить в надлежащую форму, интуитивно понятную всем. Лубок, плакат, схематичный портрет (в том числе скульптурный), индустриальный пейзаж – всё это должно было не только удовлетворять эстетические запросы граждан, но и играть воспитательную, идеологическую и созидательную роль.
Возникновение сурового стиля как художественного и рекламно-пропагандистского направления, выплеснувшегося из творческих мастерских художников не только на выставочные пространства, но и на улицы, относится ко временам хрущёвской оттепели, т. е к концу 1950-х – началу 1960-х годов. В тот послевоенный период молодые художники пытались ввести инновации в сложившийся и устоявшийся стиль соцреализма, задавивший все остальные малопонятные и «дегенеративные» направления.
И хотя свежая струя хрущёвских послаблений в конце концов увенчалась бульдозерной выставкой, новое направление сурового стиля проложило себе дорогу в 1970-е и 1980-е годы.
Что же понимается под «суровым стилем»? Прежде всего, суровая правда быта и жизни, которые оказываются напряжены, полны испытаний воли, упорства, характера в трудовых буднях. Предтечами сурового стиля можно считать преобразованное морализаторское направление, которое стало апофеозом прославления человека труда. Это касается как физической, так и интеллектуальной деятельности.
В трудные послевоенные годы молодые советские художники искали новые направления живописи, которые, с одной стороны, не составляли оппозиции соцреализму, но в то же время были новаторскими как по сюжетной линии, так и по стилистике исполнения. Кроме того, как мы отмечали выше, художественное искусство должно было нести воспитательные и патриотические смыслы – иначе произведения живописцев просто отвергались официальными властями. При этом следует подчеркнуть, что «отвержение» надо понимать не только в плане неприятия или даже недовольства, но и в открытом осуждении, шельмовании, а подчас и в репрессиях.
Таким образом, молодым художникам следовало идти компромиссным путём между Сциллой и Харибдой, работая по-новому, но при этом не перегибая палку.
Но следует ли нам говорить о том, что новаторы «сурового стиля» не верили в социалистические идеалы и вынуждены были кривить душой? Вовсе нет – иначе бы не были написаны замечательные полотна, коими мы имеем возможность наслаждаться и теперь. Однако вера в правильность выбранного пути заставляла художников отходить от напускного праздника и народного ликования соцреализма, показывать жизнь трудового человека в разных её проявлениях.
Витриной сурового стиля стали картины Виктора Попкова «Строители Братска» (1960), Николая Андронова «Плотогоны» (1960-1961), Павла Никонова «Геологи» (1962).
При написании полотен «сурового стиля» советские художники использовали самые разные техники – начиная от русской иконописи и заканчивая поп-артом. В сюжетных линиях присутствует не только тема труда в антураже строек и производственных площадок, но и творческих исканий (как, например, на полотне Таира Салахова «Портрет композитора Кара Караева» (1960)), семейного отдыха (Дмитрий Жилинский «У моря. Семья» (1964)), сельской жизни (Сергей и Алексей Ткачёвы «Матери» (1960-1961)).
Суровый стиль, хотя и не сразу, был принят официальными властями СССР. Картины мастеров этого направления гармонично встраивались в концепцию воспитательной и идеологической работы с массами, тиражировались в виде плакатов, уличных стендов, систем наглядной агитации. Почти у каждого производственного или аграрного предприятия имелись небольшие комплексы художественно-мемориального искусства, которые включали Доски почёта, мемориальные изображения, фотографии, корпоративные музеи, скульптурные группы, оформленные в суровом стиле.
В настоящее время человек труда в российских СМИ, в рекламе и пропаганде как-то ушёл на второй план, уступая место совсем иным персонажам. Это обстоятельство вызывает подспудное недовольство в широких массах россиян старшего поколения, воспитанных на соцреализме и коммунистических идеалах. Уже сейчас мы видим известное отторжение у населения всесилия рынка и власти золотого тельца. Поэтому, думается, в недалёком будущем нас ждёт возрождение сурового стиля в новых, инновационных формах.
Экономика и бизнес в живописи. Ч.1: Морализаторское направление
Экономика и бизнес в живописи. Ч.2. Индустриальный пейзаж