Новая индустриализация России

В публичных дебатах, в законодательных органах, в системе исполнительной власти постоянно обсуждается вопрос о новой индустриализации отечественной экономики, о НЭПе второй версии. Сторонники возрождения предприятий реального сектора, способных ,в отличие от финансовой и виртуальной сферы, дать вещественный товар, ратуют за повсеместное возрождение фабрик и заводов, которые дадут новые рабочие места, обеспечат населению благосостояние, а государству – налоговые поступления.

Идея, несомненно, привлекательная – тем более, что мы имеем на этот счёт позитивный советский опыт, да и китайская промышленная политика также впечатляет.

Но как только власти пытаются перейти от общей идеи реиндустриализации к конкретным действиям, сразу возникают сложные и глубокие проблемы.

Проблема первая – кто должен строить новые предприятия – государство или частный бизнес? Тут-то и начинаются препирательства. Президент В. Путин считает, что инвестировать в новые предприятия должен частник — отечественный или зарубежный. А бизнес не горит желанием это делать по целому ряду причин, в числе которых высокие налоги, претензии к судебной практике, слабая защищённость прав собственности, коррупция, дорогое кредитование, международные санкции.

Но даже если бы этих проблем не существовало вовсе, бума инвестиций и новой индустриализации всё равно бы не состоялось. Дело в том, что проектов с быстрой окупаемостью и гарантированным сбытом произведённого продукта сейчас достаточно мало – ведь на дворе не 1920-е годы, когда почти любой товар был в дефиците, а промышленному сектору требовались большие массы станков, машин, оборудования.

Новая реальность такова, что мы живём в эпоху всевластия потребителя, который может выбирать «свой» товар из широкой линейки предложения. Другими словами, вновь построенное предприятие, выпускающее, скажем, обувь, одежду, бытовую технику или отечественные смартфоны, не обязательно будет успешным из-за проблем сбыта. Понимая это, бизнесмены не торопятся строить заводы с большими капитальными затратами. Ведь даже если сегодня сбыт какой-либо продукции есть, не факт, что он будет и завтра. Глобальная неопределённость экономических отношений в последние десятилетия выросла кратно и брать на себя повышенный риск бизнес не хочет.

Не торопится рисковать и российское государство. И тому есть веские причины: сколько миллиардов рублей за последние 10-15 лет было фактически выброшено на ветер по инновационным проектам, созданием свободных экономических зон, технопарков и прочих институтов индустриализации. Теперь все осторожничают – в том числе и банки, которые почти не выделяют кредитов под проекты с неясными сроками окупаемости.

И это не только наша экономическая проблема, она распространяется ныне на весь мир. А те страны, которые вырвались из нищеты и быстро наращивают объёмы выпуска товарной продукции (как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии), также быстро начнут тормозить при заполнении рынков и возросшем уровне зарплат работников.

Отсюда следует важный вывод – новая индустриализация России в современных условиях невозможна в том виде, какой она была в период НЭПа. Теперь ситуация круто поменялась; рывок за счёт экстенсивного роста теперь весьма затруднён. Нужны новые подходы и решения, которых пока нет.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.