В отечественных средствах массовой информации мы часто слышим о пороках европейской политической практики, о несамостоятельности членов Евросоюза и участников блока НАТО в принятии решений, о предвзятости и недальновидности лидеров европейских стран в отношении России, а также об отсутствии подлинной демократии во властной элите старой Европы. Российские пропагандисты изо всех сил стараются показать изъяны в работе министров и первых лиц европейских государств, которые варятся в собственном соку закостенелой политической культуры.
Обоснованы ли критические выпады и язвительные комментарии наших агитаторов, пропагандистов и пиарщиков? Во многом да. Но есть некоторые стороны европейской политической традиции, которая если не замалчивается, то как-то камуфлируется российскими журналистскими кругами. Речь идёт о такой стороне жизни политического руководства, как добровольный уход в отставку тех видных фигур, которые, согласно букве закона, могли бы остаться на своих постах, однако не делают этого по соображениям чести, морали, отношения окружающих лиц и народных масс.
Возьмём лишь недавние примеры. Инициированный британским премьером Д. Кэмероном референдум закончился Брэкзитом, на сто глава кабинета ответил немедленной отставкой. Аналогичным образом ушёл в отставку и итальянский премьер М. Ренци. А сколько политических фигур рангом пониже (в чине, например, министра, главы политической партии или мэра) ушли со своих постов в связи с невыполнением принятых на себя обязательств, из-за обвинений в коррупции или нечистоплотности в личных делах? Достаточно много.
А что мы можем сказать на этот счёт в рамках российских реалий? Кто из российских премьеров, вице-премьеров или же министров ушёл в отставку добровольно, сложив с себя полномочия по этическим соображениям, признав, что не справился с грузом проблем? На моей памяти всего лишь два подобных случая: первый – это уход президента Бориса Ельцина в 1999 году (тогда Борис Николаевич продолжительное время управлял страной из клиники), и второй – уход со своего поста в 2012 году министра регионального развития Олега Говоруна, который покинул свой пост из-за несправедливого выговора президента В. Путина, сделанного публично.
Иных случаев добровольного отказа от должности в политических верхах мы не знаем. И это несмотря на такие серьёзные поводы, как, например, допинговый скандал, в котором прямо и косвенно замешан В. Мутко (являющийся ныне вице-премьером), несмотря на глупые высказывания премьера Д. Медведева о бюджетниках, возмутившего всю страну своим чванством и некомпетентностью. Никто из руководства Центробанка не ушёл в отставку, несмотря на двукратное обесценение российского рубля и неадекватную политику денежно-кредитных властей.
К сожалению, честь, достоинство, самоуважение для современных российских министров и чиновников высшего уровня почти ничего не значат. Главное – удержаться у кормушки, угодить начальству, сделать так, как указывает руководство, хотя внутренне ты с этим, может быть, и не согласен. Принципиальность и высокоморальное поведение в среде политического истеблишмента России пока что не принято.
В то же время сам президент Путин много говорит о патриотическом воспитании (в том числе и в декабрьском Послании к Федеральному собранию). Но патриотами становятся не только в стенах учебных заведений или под воздействием пропаганды. В воспитании патриотизма главную роль играет личный пример референтных лиц, тех людей, которые у всех на виду, и которые впоследствии становятся примером для подражания. Сейчас такие примеры в большом дефиците.