К концу ХХ столетия в российской и международной практике все более стала проявляться тенденция перевода биржевой торговли ценными бумагами в кибернетическое пространство, в систему так называемого интернет-трейдинга. Компьютеризация фондовой торговли и перевод ценных бумаг из бумажной формы в бездокументарную позволили радикально ускорить депозитарно-регистрационные и клиринговые операции, внести новые позитивные элементы в торговый процесс.
В частности, современные биржи стали центром виртуальной торговли, когда личное присутствие операторов в биржевом зале не нужно, они могут осуществлять торговлю прямо из своего дома или офиса. При этом все мероприятия по регламентации биржевой торговли (в части котировки, исполнения сделок, их юридического оформления и т.д.) осуществляется в автоматическом режиме.
Названные достоинства компьютерных сетей обусловили их быстрое распространение как на товарных, так и на валютно-фондовых биржах мира: общество французских бирж, например, использует систему САС, которая имеет своим прототипом автоматизированную систему CATS, применяемую на фондовой бирже Торонто. Похожая система CORES используется на Токийской фондовой бирже. В США национальной ассоциацией дилеров фондового рынка применяется система NASDAQ, которая впоследствии послужила основой для Российской Торговой Системы (РТС).
Рассмотрим функционирование автоматизированных биржевых систем в общем виде с ориентировочной привязкой к котировкам в системе ММВБ. Конкретные числовые параметры этого рынка мы обозначим ниже, в разделе анализа биржевого предпринимательства и интернет-трейдинга в современный период.
Стандартная архитектура компьютерной биржевой системы строится на трех взаимосвязанных подсистемах:
- Центральной, в которую вводятся данные;
- Системе ориентации заявок;
- Операционной системе реального времени, которая распространяет ключевую информацию о рынке в онлайн режиме.
Все заявки от участников биржевой торговли поступают в автоматизированную систему от брокерских фирм членов биржи, действующих по поручению клиентов или самостоятельно. Здесь следует отметить то обстоятельство, что заявки могут формулироваться в разной форме: например, купить или продать ценные бумаги по определенной, заказанной клиентом цене, купить или продать «по рынку», в виде стоп-лоссов и т.п. Компьютер должен учесть все пожелания продавцов и покупателей. Поэтому заявки автоматически ранжируются (выстраиваются по приоритету) в зависимости от цен исполнения; в группе с одинаковыми ценами исполнения предпочтение отдается тем клиентам, чей заказ поступил в систему раньше.
С 10.15 до 10.30 рынок ММВБ находится в подготовительной фазе; автоматизированная система принимает заявки без осуществления каких-либо сделок.[i] В 10.30 рынок открывается. В зависимости от указанных цен в поступивших заявках, биржевой компьютер рассчитывает цену открытия, при которой удовлетворяется наибольшее число запросов о покупке и предложений о продаже. Обычно рынок открывается с некоторым гэпом (скачком котировок) вверх или вниз, в зависимости от настроений инвесторов, котировок фьючерсов на американские фондовые индексы, коммодитиз и индикаторов биржи РТС.
Еще одна функция биржевой компьютерной системы – давать развернутую информацию участникам фондового рынка о текущем состоянии акций определенной компании в любой момент времени. Такая информация включает в себя следующие сведения: тип акций данной компании (простые, привилегированные), объем оборота в рублях по данной бумаге с момента открытия рынка, количество заказов на продажу и покупку акций, цены спроса и предложения и некоторые другие сведения.
Российский электронный рынок ценных бумаг стал активно формироваться с начала 1990-х годов, причем на этапе становления этого специфического рынка деятельное участие в его построении приняли телевизионные каналы (например, «Коммерческий канал», «Деловая Россия» и др.). Роль телевидения в деле организации внебиржевого рынка, на наш взгляд, была весьма важной; именно телевидение в период экономического и политического кризиса распространяло информацию о спросе и предложении, сближало потребителей и производителей, способствовало налаживанию кооперационных и торговых связей. По сути дела, телевидение в период 1990-1992 гг. выполняло роль виртуальных ярмарок, то есть новыми техническими средствами удовлетворяло потребности производства и торговли. Специализированные компьютерные коммерческие сети в рассматриваемый период находились в зачаточном состоянии и, конечно, не были таким массовым и широкомасштабным инструментом как телевидение.
Тем не менее, уже к 1993 г. сформировались и действовали отдельные российские коммерческие сети, основанные на компьютерных технологиях. Функционировали они в основном в информационном режиме: в сети циркулировали постоянно обновляющиеся данные о продавцах и покупателях, характеристиках их товаров и объемах лотов. Здесь же приводились реквизиты операторов рынка, номера их контактных телефонов и факсов. Лица, проявившие интерес к той или иной позиции, связывались с продавцом или покупателем, конкретизировали условия сделки, после чего на взаимовыгодных условиях заключали договор купли-продажи.
Новым этапом в развитии внебиржевого компьютерного рынка стал 1995 г., когда стала функционировать Российская Торговая Система (РТС). Забегая вперед отметим, что позже, спустя несколько лет, РТС стала полноправной биржей, но в середине 1990-х годов, на этапе своего становления, формировалась как виртуальный внебиржевой рынок.
РТС качественно преобразила отечественный электронный рынок, став массовым и интенсивно используемым механизмом совершения сделок купли-продажи ценных бумаг. Идея создания РТС возникла в конце 1994 г., когда в стране оформилась и начала работу первая саморегулирующаяся организация профессиональных участников фондового рынка ПАУФОР.[ii] Начиная с 1995 г. система, базирующаяся на программном обеспечении Портал, работала в тестовом режиме и обслуживала 16 компаний-учредителей ПАУФОР. Параллельно велась работа по адаптации и переработке программного обеспечения, выработке правил торговли, определению взаимоотношений между участниками, формированию телекоммуникационной инфраструктуры, расширению числа участников, экспансии системы в другие регионы.
Проделанная работа дала свои плоды: к середине 1996 г. к РТС были уже подключены более 200 компаний-участников, имевших свыше 300 клиентских рабочих мест, установленных в десяти городах России. В среднем за один торговый день количество выставляемых котировок составляло около 3 тысяч, формировалось около 300 отчетов по сделкам с суммарным объемом от 10 до 30 млн. долл.
Таким образом, мы можем констатировать, что биржа РТС сформировалась изначально как торговая компьютерная сеть с удаленным доступом к торгам. Ее основным отличием от ММВБ стала не только валюта биржевых операций – доллар США, но и то обстоятельство, что традиционной голосовой торговли здесь не проводилось, т.е. не было процесса перерастания обычной биржи в виртуальную. Организаторы РТС еще на стадии бизнес-плана закладывались на увеличение ликвидности и клиентской базы за счет проникновения в регионы и нарастание численности частных трейдеров, которое должно было происходить и действительно происходило за счет развития интернета и увеличения числа пользователей компьютерами.