Обратимся вначале к анализу взаимосвязи групп интересов и содержанию законов о физической культуре и спорте. С момента принятия местными законодательными собраниями решения о создании закона о физкультуре и спорте, начинается скрытая борьба интересов и групп влияния за включение в текст данного правового акта тех или иных статей, глав или регулирующих положений. Проще говоря, лоббистские группы, которые имеют больше ресурсов доступа и влияния, определяют содержательную и регламентирующую часть закона.
В общем случае местные законы и физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации отражают именно этот аспект. Лобби в лице государственных служащих – чиновников из административных структур всех уровней, – настаивает на моментах, связанных с разграничением полномочий между федеральными и местными властями, на смягчении формулировок, связанных с нормами финансирования и ответственности областных и муниципальных образований, на включении в закон положений о льготах и дополнительном пенсионном обеспечении функционеров от спорта и т.п.
С точки зрения духа закона о физической культуре и спорте данные положения хотя и имеют большое значение, но все же не являются определяющими. Тем не менее, если мы проанализируем местные законы о физкультуре и спорте, то увидим, что организационно-управленческие вопросы становятся приоритетными, вытесняя на второй план ценности здоровья, двигательной активности, здорового образа жизни. Причем в некоторых регионах – как, например, в Красноярском крае, ранее принятые законы о физической культуре и спорте, выглядели значительно более качественными, чем сменившие их правовые акты.
Нельзя также не отметить такую серьезную группу интересов, как профессиональные спортсмены, тренеры и менеджеры. Достигшие больших успехов в спорте, известные и влиятельные, эти люди являются носителями интересов той среды, в которой находятся. И это по-человечески понятно. Государственные чиновники заботятся о своих интересах, представители профессионального спорта – о своих. Заглянув в локальные законы о физической культуре и спорте, мы найдем множество тому подтверждений.
В то же время интересы подавляющей части населения остаются в местных законах о физкультуре и спорте не представленными. Так происходит потому, что само население никто не спрашивает, чтобы оно хотело увидеть в данных правовых актах. Скорее всего, не регламентации положений о разграничении чиновничьих полномочий или назначения повышенных стипендий или наградных премий профессиональным спортсменам из местного бюджета.
Населению, как правило, ближе другие ценности – здоровье детей и близких, наличие спортплощадок во дворах и стадионов в ближайшей доступности, развитие инвалидного спорта, наличие бесплатных спортивных секций и квалифицированных тренеров, имеющих достойную оплату труда. Однако в силу того, что интересы большинства населения напрямую не актуализируются, а представляются опосредованно, через депутатов (многие из которых не считают себя специалистами и потому делегируют свои полномочия членам профильного комитета), их интересы нередко остаются за рамками местных законов о физкультуре и спорте.
Исправить существующее положение возможно только при вовлечении всех стейкхолдеров (носителей интересов) в процедуру обсуждения и поэтапного принятия локальных законов о физкультуре и спорте. Тогда все заинтересованные стороны смогут четко артикулировать свои законные интересы и проследить за тем, чтобы они нашли свое разумное отношение в данном законодательном акте (см. рис.2).
В отличие от ныне принятой процедуры, когда проект закона о физической культуре и спорте, и изменения к нему, принимаются ограниченным кругом лиц, подчас келейно, за закрытыми дверями, следует перейти к широкому обсуждению проекта закона. Причем там, где интересы граждан не представлены общественными организациями – инвалидными, студенческими, профессиональными, детскими, предпринимательскими и проч. – там следует применять маркетинговые исследования и опросы общественного мнения. Предложения и критические замечания граждан и юридических лиц необходимо принимать через интернет, внося соответствующие поправки в проект или действующий закон о физкультуре и спорте.
Изменение процедуры обсуждения и принятия местных законов о физической культуре и спорте может привести уже в ближайшем будущем к существенной корректировке как их духа, так и содержательной части. При этом в значительной мере улучшиться финансирование детско-юношеского и инвалидного спорта, адаптивной физической культуры, могут быть предоставлены налоговые и иные льготы таким социально значимым видам бизнеса, как фитнес, физкультурно-оздоровительные практики, йога и т.д.
Финансовые ресурсы, которые многие местные бюджеты направляют на финансирование профессиональных спортивных клубов (например, в Воронежской области долгие годы на дотации пяти профессиональных клубов тратятся деньги, в 4-5 раз превосходящие финансирование массовой физической культуры), должны будут отказаться от этой благотворительности за счет местного налогоплательщика. И тогда мы можем увидеть реальные мультипликативные эффекты – в виде увеличения продолжительности жизни в регионе, снижения детской и подростковой преступности, падения уровня табакокурения и потребления алкоголя.