Бои за Воронеж на Чижовском плацдарме в 1942-1943 гг. отличались особой яростью и кровопролитностью. В период наиболее интенсивных боёв потери сторон здесь измерялись десятками тысяч человек за день убитыми и ранеными. Фашисты бросали в бой всё новые резервы, стремясь сбросить бойцов Красной Армии с высоток Чижовки и вытеснить советские части на левый берег реки Воронеж.
Однако гитлеровские пехотные и бронетанковые части столкнулись с невиданным ранее сопротивлением, когда артиллеристские, стрелковые и танковые дуэли переходили в рукопашные схватки, короткие и безжалостные штыковые атаки, нагонявшие на гитлеровцев патологический ужас. Немцы, прорвавшиеся на правобережную часть Воронежа в июле 1942-го, были к уже августу и сентябрю совсем не теми уверенными в себе и высокомерными вояками, разгромившими за две недели Польшу и за месяц Францию. Ненависть, стойкость и героизм бойцов Красной Армии, а также местного населения сильно действовало на психику фашистов, подрывало их моральный дух.
Это чувство опасности и тревожности обострялось тем, что оккупантам не удалось набрать из местных жителей полицаев, которые без труда набирались на других территориях. Воронежцы хорошо помнили тот адский день 13 июня 1942 года, когда гитлеровский пилот сбросил бомбы на школьников, собравшихся в парке. Тогда погибло и получило увечья более 300 детей. Отчаянное сопротивление фашистам оказывало и местное население, которое стало планомерно уничтожаться оккупантами. В одной из таких карательных акций погиб известный воронежский художник А.В. Бучкури, которому на тот момент был 71 год. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что немцы и помогавшие им венгры боялись тогда даже безоружных престарелых художников.
О том, что психологическое состояние немцев сильно изменилось всего за один-два месяца, свидетельствовал и будущий знаменитый воронежский космонавт Константин Феоктистов, который, будучи 16-летним разведчиком, пять раз ходил на правый берег с целью сбора информации о дислокации врага. Самого Костю 11 августа без каких-либо формальностей расстреляли эсэсовцы и лишь чудом раненому разведчику удалось спастись.
К сентябрю 1942 года советские войска смогли усилить своё присутствие на Чижовском плацдарме, который расширился теперь на 4-5 км по берегу реки Воронеж и достигал 2 км в глубину. 17 сентября с Левого берега на Чижовку переправился добровольческий отряд народного ополчения, состоявший из 120 человек. Командовал этим отрядом, состоявшем из воронежцев, капитан П.Ф. Грачёв. В задачи бойцов-истребителей входила борьба с фашистскими пулемётными расчётами, засадами, разминирование и обеспечение коридоров для прохода основных войсковых соединений. В тех боях на Чижовке погибли Даниил Куцыгин, Валентин Куколкин, Анна Скоробогатько – их имена теперь носят улицы Воронежа.
25 января 1943 года Воронеж был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Но за эту победу наши бойцы, ополченцы и мирное население заплатили очень высокую цену. Вся слобода Чижовка была перепахана снарядами и бомбами, дома выгорели, число жертв измерялось десятками тысяч. Похоронные команды захоранивали убитых, сгоревших, умерших от болезней, голода и ран прямо здесь же, на месте ведения боёв. Погибших хоронили в общих могилах, иногда без имён и воинских званий.
Конечно, не всех погибших удалось найти – до настоящего времени при возведении зданий и сооружений на Чижовке строители находят останки людей, погибших в то военное время. Их перезахоранивают с почестями в уже существующих братских могилах. Так случилось, например, с обнаружением останков генерала Лизюкова и других бойцов, которым был установлен мемориал в составе Памятника Славы.
После окончания войны, в 1946 году, власти Воронежа решили упорядочить многочисленные воинские захоронения и создать единую Братскую могилу, которой был присвоен №1. Место для мемориала было выбрано по улице 20-летия Октября, у оживлённой дороги с тем, чтобы воронежцы и гости города, проезжая по ней, чаще вспоминали героев, отдавших жизнь ради будущей победы.
Числе погибших, захороненных в братской могиле на Чижовском плацдарме, составляет примерно 15 тысяч человек – это, ни много ни мало, население небольшого города. Чтобы похоронить такое количество людей, требуется целый котлован величиной с пятиэтажный дом или кладбище, размером с городской микрорайон.
Руководство Воронежа решило сделать мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм» компактным и на тот момент скромно оформленным. 9 мая 1947 года на Братской могиле №1 был открыт памятник в виде двух гранитных параллелепипедов, разной высоты, на вершине одного из которых (более высокого) установлена урна как символ отданных жизней. Монумент был опоясан столбиками с провисающими цепями (см. фото выше). К сожалению, газета «Коммуна» не сочла это событие настолько важным, чтобы напечатать о нём хотя бы небольшую заметку — во всяком случае, в мае 1947 года.
Впоследствии руководителями города и области было принято решение о реконструкции Чижовского мемориала, поскольку масштаб сражений на плацдарме диктовал более внушительные и величественные формы. Приурочить открытие обновлённого комплекса было намечено к 30-летию победы над фашизмом. Именно к этой дате, т. е к 1975 году, относятся официальные торжества и церемонии по случаю открытия вновь сооружённого памятника, над которым работали скульпторы А.А. Толмачёва, О.П. Толмачёв и архитектор В.А. Селютина. Памятник под названием «Клятва – салют» представляет собой три бетонных фигуры советских воинов (покрытых в 1985 г. медными листами), которые дают клятву Родине и павшим товарищам.
Областная газета «Коммуна» от 9 мая 1975 года в статье «Память сердца» так описывала открытие мемориала: «Вчера тысячи воронежцев направились к священным местам – братским могилам, памятникам, где под каменными плитами покоится прах советских воинов, погибших в боях за Родину. Состоялись митинги трудящихся, посвящённые 30-летию Великой Победы.
Многолюдный митинг представителей партийных, советских и общественных организаций Ленинского района состоялся у братской могилы на улице 20-летия Октября. Здесь, на Чижовском плацдарме, в 1942-1943 годах советские части вели бои с немецко-фашистскими захватчиками. Чтобы увековечить память погибших, трудящиеся района создали новый мемориал на бывшем Чижовском плацдарме.
На митинге, который открыл первый секретарь Ленинского райкома КПСС В.П. Анищев, выступил член ЦК КПСС, первый секретарь обкома партии В.И. Воротников. Он говорил о беспримерном мужестве сражавшихся за Воронеж советских воинов, в рядах которых были сыны и дочери многих народов Советского Союза. С врагом бились многие воронежцы. Дорогой ценой добыта победа. Многие воины отдали самое дорогое – свои жизни. Память героев священна, она вечно будет жить в сердцах людей.
Участники митинга почтили память павших воинов минутой молчания.
На митинге выступили Герой Советского Союза, участник боёв за Чижовку М.В. Ахмедов, секретарь парткома завода «Электроприбор» Ю.П. Солодовников, мастер СМУ-11 строительного треста №5, кавалер ордена Красной Звезды Г.В. Шаталов.
К микрофону подходит бывший комиссар стрелкового батальона 100-й стрелковой дивизии Г.В. Просвирнин. Он вручает представителям молодого поколения – воину Советской Армии, молодому гвардейцу пятилетки, юнармейцу символический факел с землёй легендарной Чижовки. Юноши и девушки, принимая факел, дали клятву верности быть достойными старшего поколения советских людей.
Митинг закончен. Приспускаются знамёна и алые стяги. Представители партийных, советских органов, предприятий и общественных организаций города возлагают венки и цветы к братской могиле».
В 1985 году мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм» дополнился отдельным зданием под названием «Зал Памяти», где представлена экспозиция сражений времён Великой Отечественной войны, а на стенах выбиты имена воинов, погибших в тех кровавых сражениях.
Следует отметить, что к дате 30-летия Победы открывался не только «Чижовский плацдарм», но и другой крупнейший мемориальный комплекс Воронежа — Площадь Победы, где были возведены Вечный огонь, памятник Защитникам Воронежа и 40-метровая стела-обелиск.
Оба мемориальных комплекса — «Чижовский плацдарм» и Площадь Победы пережили в 1990-х и начале 2000-х годов непростой период, когда памятники ветшали и даже подвергались атакам вандалов. Но впоследствии положение выправилось, денежные средства на ремонт и реконструкцию комплексов стали выделяться в необходимых объёмах; сейчас мемориалы имеют достойный и завершённый вид.