Одним из основополагающих понятий спортивного менеджмента является мотивация. В основе этого термина лежит французское слово motif, которое трактуется как побудительная причина, повод к какому-либо действию. Таким образом, мотивация – это основа поступков человека, которая осуществляется в результате взаимодействия внешних или внутренних причин – мыслей и мечтаний индивида, его желаний, принуждения со стороны окружающих лиц, обстоятельств, моральных ценностей, возрастных установок.
«Хочу стать футболистом» — говорит ребёнок, отвечая на вопрос, кем он хочет стать. Или: «Когда вырасту, буду тренером» — объявляет родителям школьник. Дети из спортивных семей заявляют, что хотят стать атлетами как папа или мама, выбирая тем самым жизненный путь.
Разумеется, побудительными причинами вхождения в двигательную активность и спорт могут быть и иные движущие силы. Мужчины и женщины с избыточным весом хотят привести в порядок свою фигуру и мускулатуру, избавиться от некрасивых складок в области талии или слишком разросшегося живота. Желание стать более привлекательным внешне само по себе может быть мотивом поведения, но не исключено, что за ним стоит более скрытый (латентный) стимул – например, вспыхнувшее чувство любви к другому человеку или желание ускорения карьерного роста.
Для спортивных предпринимателей и менеджеров мотивацией часто становится прибыль, для атлетов – почёт, общественный статус, признание и слава, для сборных команд – знаковые победы и достижения стран и регионов, для детей и юношества – получение спортивных разрядов, кубков и грамот.
Мотивы для занятий спортом осознанными и подсознательными, внешними и внутренними. Более того, мотивы для различных людей могут быть сугубо индивидуальными. Универсальной «кнопки», которой можно было бы включить мотивацию какого-либо индивида, не существует. Даже такой всеобщий эквивалент как деньги, имеет в мотивации ограниченную силу.
В мотивации порой более важными факторами являются лидерство, самоутверждение, самопожертвование, патриотизм, занятие места в определённой иерархии (элите), желание доказать себе и другим свою значимость, продемонстрировать волю, целеустремлённость, силу, стойкость.
Классифицировать эти и другие факторы в более или менее законченную систему учёные и практики стремились с незапамятных времён. Наиболее часто применяемой во всех цивилизациях была и остаётся модель «кнута и пряника», то есть отрицательных и положительных стимулов. В спорте это выглядит так: победителей и призёров награждают денежными суммами, присваивают им различные титулы, кубки, почётные звания, материальные подарки. Неудачникам не достаётся ничего, кроме критики, расходов, насмешек или сочувствия зрителей. Как видим, модель «кнута и пряника» проста, доступна и понятна всем – и в этом её несомненная сила.
Но в то же время мы не можем не замечать её слабых сторон. Получается, что чем больше поощряешь атлетов или чем сильнее их наказываешь, тем лучше должны быть результаты. Сразу вспоминается сын иракского диктатора Саддама Хусейна, который был руководителем Национального Олимпийского комитета страны. Спортсменов, показывавших слабые результаты на международных соревнованиях, пытали в застенках, наказывая за недостаточное желание победить.
Были аналогичные эпизоды и в нашей истории, когда после поражения нашей футбольной сборной эту «команду лейтенантов» подвергли репрессиям, расформировав и лишив всех спортивных званий. Доводили действие отрицательных стимулов до абсурда немецкие фашисты, гарантировавшие расстрел футболистам команды, состоявшей из пленных бойцов.
Но и задирание вверх положительной мотивации также не гарантирует отличных результатов. Достаточно вспомнить десятилетия 1990-2017 годов, когда российские футболисты, несмотря на высокие зарплаты и призовые, показывали довольно слабую игру в составе сборной страны. Низкие достижения команды вызывали справедливую критику болельщиков и граждан России.
Нельзя не отметить и того обстоятельства, что высокие призовые и дополнительные вознаграждения провоцируют атлетов на принятие различных допингов, на мошенничества и договорняки. Не остаются в стороне от этой грязной стороны спорта и функционеры МОК, а также ряда Международных спортивных федераций (см., например, Коррупция в мировом спорте).
Иными словами, система «кнута и пряника» в мотивации – вещь несложная и полезная, но имеющая свои изъяны. Поэтому поиски более тонких и совершенных моделей мотивации не прекращались никогда. Рассмотрим основные из них.
Теория фасилитации. Один американец любил в своё свободное время гулять в парке и наблюдать за соревнованиями велосипедистов. Звали этого человека Норман Триплет – ныне он считается первым в мире спортивным психологом. Так вот, Триплет в итоге систематизации своих наблюдений обнаружил, что лучшие результаты показывали велогонщики, соревновавшиеся в групповых заездах. Индивидуальные заезды без соперников итоговое время ухудшали.
Проанализировав свои наблюдения и проверив их опытным путём, Триплет вывел теорию, которая объясняла парадокс лучшего времени в коллективных заездах. В частности, он пришёл к выводу, что «физическое присутствие другого участника, одновременно участвующего в гонке, служит для освобождения скрытой энергии, которая обычно недоступна» (Triplett, 1898). Проще говоря, коллективное соперничество подобно немедикаментозному (психологическому) допингу, который высвобождает такую энергию организма, которую в индивидуальных выступлениях высвободить не удаётся. Таким образом, конкуренция со стороны других спортсменов и социальное содействие болельщиков формируют более высокие спортивные результаты, недостижимые в отсутствие данных факторов. Выдвинутая Триплетом доктрина получила название теории фасилитации (от англ. facilitate «помогать, облегчать, способствовать»), согласно которой дополнительным фактором мотивации является социальное окружение и коллективное соревнование.
Теория ингибирования Зайонца. Изучая выводы теории фасилитации Триплета другой американский психолог польского происхождения — Роберт Зайонц — дополнил своего старшего коллегу важными корректировками. Наблюдая публичные выступления спортсменов в присутствии зрителей он обнаружил отрицательные явления, которые можно было трактовать как негативную мотивацию. Атлеты, показывавшие на тренировках отличные результаты, на соревнованиях в присутствии множества зрителей излишне волновались, совершали нелепые ошибки, не могли продемонстрировать свои истинные возможности. В спортивной среде такие явления ещё называют «предстартовый мандраж» или «эмоциональное перегорание». Указанные факторы замедляют (ингибируют) спортсмена, ухудшают его выступление. Про таких атлетов говорят, что они чемпионы на тренировке, но не на официальных публичных соревнованиях. Выводы из теории ингибирования Зайонца очевидны — для атлетов крайне важной является не только положительная мотивация в виде различных позитивных стимулов, но и нивелирование отрицательных моментов, психологического ингибирования путём особой подготовки внушения (самовнушения), медитации, настройки сознания и подсознания атлета всевозможными способами.
Теория научного менеджмента. Свой существенный вклад в спортивный менеджмент внесла доктрина научного управления, которая была разработана рядом учёных и практиков. Особая роль среди них принадлежит Фредерику Тэйлору и Генри Форду, Если коротко сформулировать их подход, то он означал следующее: а) на производстве, как и спорте, требуется разделение труда (например, на нападающих, полузащитников, защитников и т. д.); б) рост мастерства исполнителей достигается тщательным изучением и отработкой движений; в) для каждого вида труда или спорта необходимо выяснение действия законов утомления; г) новые организационные подходы, инновации (типа конвейера на производстве или эволюция прыжков в высоту от «ножниц» до «фосбери-флопа») ведут к росту результатов и прибыли.
Тэйлор наглядно показал, что научный подход может в разы увеличивать производительность труда — причём не только путём реализации системы «кнута и пряника», наказаний и поощрений работников, но посредством применения научных знаний.
По отношению к спорту это означало, что способом достижения высокого результата должны стать не просто интенсивные тренировки по принципу «чем больше, тем лучше», а интеллектуальные модели построения игры, тренировки, внедрения тактических схем расстановки игроков, персональной опеки, методов достижения пика спортивной формы и т. д. Помимо этого, мотивация атлета повышается при включении его в систему принятия решений, в тренерский замысел, в планирование, что и когда он должен достигнуть. В своё время революцию на этой почве произвёл российский тренер и организатор спорта Владислав Краевский, «отец русской атлетики», который совершенно точно указывал спортсменам, через сколько тренировок они могут брать те или иные веса. Это было неслыханно по тем временам, вызывало у спортивного сообщества уважение и почитание.
В ряду теорий мотивации нельзя не упомянуть разработки Абрахама Маслоу (1908-1970), который разработал иерархическую систему потребностей, известную больше как пирамида Маслоу. Суть её довольно проста — в основании пирамиды лежат наиболее насущные потребности, обусловленные физиологическими и бытийными требованиями (всякий человек нуждается в пище, воде, одежде, безопасности, убежище, сексуальной удовлетворённости). Выше по вертикали пирамиды идут социальные потребности (в общении, социальных связях, привязанности, поддержки). Далее располагаются потребности в уважении и самоуважении (личных достижениях, компетентности, узнаваемости). В преломлении к спортивному сообществу это можно охарактеризовать как движение к славе, уважению со стороны коллег, соперников, болельщиков, любителей спорта, к вершинам успеха на Олимпиадах и чемпионатах мира. И когда все чемпионские титулы достигнуты, расти больше некуда, мотивация к тренировкам и выступлениям снижается.
В спортивной мотивации важнейшим фактором является психологическая готовность к будущим событиям, встрече с соперником, «проигрывании» в своём сознании возможных сложных эпизодов, приёмов, прыжков (в высоту или с шестом), акробатических и гимнастических движений, применение различных тактических схем конкурентами, шумовым и психологическом давлении зрителей и т.д.
Любая неожиданность может выбить атлета или команду из позитивного настроя, скомкать выступление, игру, боксёрский поединок, внести сумятицу в планы проведения матча или спортивного турнира. На результат встречи может оказать влияние некачественное судейство, агрессия соперников или фанатов.
Для противостояния всем вышеперечисленным моментам в спортивном менеджменте обычно применяется теория установки, разработанная советским психологом Д.Н. Узнадзе. Психологическая установка — это особая форма реагирования атлета, побуждающая его ориентировать свою деятельность в определённом направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми он связан. Это касается тренировки, дисциплины, оценки рисков. Установка обусловливает устойчивый, последовательно-целеустремленный характер деятельности, выступая в качестве средства её стабилизации в условиях изменяющихся ситуаций. Таким образом, определённую предуготовленность организма при поведенческих актах и принято называть установкой.
В основе установки лежит механизм, который базируется на универсальном явлении жизни — «опережающем отражении действительности», на закономерности работы головного мозга настраиваться на определённые последовательности событий во внешней среде, как бы ожидать появления раздражителя в будущем. В подобных ситуациях атлет от ориентировочного восприятия действительности постепенно переходит к готовности выполнения какой-либо определённой деятельности. Так происходит своеобразная самонастройка организма.
Его научно-прикладные построения получили название теории достижения целей или теории аффилиации (стремлению к принадлежности).
В кратком изложение суть теории Макклеланда состоит в следующем. Для человека, будь то спортсмен, тренер, менеджер или технический работник, главными являются три фактора: а) потребность в достижениях, б) потребность соучастия, в) потребность во власти. Действуя поодиночке или взаимодействуя между собой, указанные факторы служат главными стимулами в спортивной деятельности.