После окончания войны, в марте 1946 года, Верховный Совет СССР принял закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». На основании принятого закона был разработан пятилетний план восстановления и развития Воронежской области.
В эти годы планировались не только ремонтно-восстановительные работы, но также строительство и пуск новых предприятий – заводов тяжёлых механических прессов, мостовых конструкций, шинного, радиодеталей и ряда других предприятий и промышленных объектов. Не всё запланированное удалось реализовать в установленные сроки. Сказывались огромные людские потери, недостаток строительных материалов, оборудования, транспортных средств. Однако за счёт самоотверженного труда буквально всех слоёв населения промышленный потенциал Воронежской области быстро возрождался.
Давалось это возрождение ценой неимоверных усилий — руины домов и предприятий были повсеместно заминированы, не хватало строительной и дорожной техники, стройматериалов, специалистов разных профессий. В то же время вновь возводимым промышленным предприятиям требовались квалифицированные рабочие, станочники, сварщики, техники, инженеры. Дефицит кадров мужского пола восполняли женщины.
В 1949 г. был построен завод горно-обогатительного оборудования,[1] в 1950 г. шинный завод[2], в 1952 г. – мостозавод вышел на проектную мощность. В 1954 г. были введены в строй заводы радиодеталей, керамический, тяжёлых механических прессов (ТМП).
Так как восстановление существующих предприятий и возведение новых промышленных и гражданских объектов требовало огромного количества строительных материалов и техники, тепловой и электрической энергии, в первое послевоенное десятилетие приоритетное развитие получили именно эти отрасли воронежской экономики. Быстрыми темпами развивался Семилукский огнеупорный завод (которому в 1948 г. было присвоено звание «Лучший огнеупорный завод СССР»), Латненский завод силикатного кирпича, Никольский кирпичный завод. В середине 1950-х гг. завод им. Коминтерна перешёл на выпуск экскаваторов, а в 1958 г. было начато строительство Нововоронежской атомной электростанции.[3]
Строительство НВАЭС в Воронежской области – событие огромной важности и на нём следует остановиться отдельно. Такого крупного капитало- и наукоёмкого объекта на территории края не воздвигалось никогда. Колоссальная стоимость проекта (измеряемая суммой в несколько сотен миллиардов современных рублей), его социальная и экономическая значимость, сопоставимы по своим масштабам лишь со строительством флота Петром I или железной дороги в Воронежской губернии в XIX в.
Практическая реализация проекта по введению в строй НВАЭС привлекла в Воронежскую область сотни высококвалифицированных специалистов по атомной энергетике, учёных, инженеров; были освоены новейшие технологии. В посёлок строителей и энергетиков Нововоронежский приехали со всей страны специалисты среднего звена, рабочие и обслуживающий персонал. Спустя три десятилетия небольшой посёлок превратился в 50-тысячный город, с современной инфраструктурой и качественной рабочей силой.
Экономическое значение НВАЭС для хозяйства всего Воронежского региона неоспоримо и имеет грандиозный масштаб. Строительство и пуск атомной станции не только создало новые рабочие места для квалифицированных кадров, не только обеспечило дешёвой электроэнергией уже существующих и будущих потребителей, но и заложило основы для нового технологического уклада, сформировало базовые предпосылки для освоения и распространения многих технических инноваций.
В послевоенное время значительное развитие получил военно-промышленный комплекс, отдельные предприятия которого стали формироваться в Воронеже ещё в 1930-е годы. Так, в 1928 г. был образован Воронежский механический завод (ВМЗ), который стал специализироваться на выпуске поршневых авиационных двигателей для лёгких самолетов. Это предприятие стало важнейшим элементом в освоении наукоёмких технологий и инноваций воронежской экономикой.
Вслед за ВМЗ на воронежской земле образовался авиационный завод. Решение о его создании было принято правительством в 1929 г. Осенью 1930 г. началось строительство, а в апреле 1932 г. предприятие было включено в число действующих.
Одним из первых самолетов, построенных на Воронежском авиазаводе, был АНТ-25 (1934 г.); в годы войны на предприятии изготавливался штурмовик ИЛ-2 (за 1941-1945 гг. было выпущено 18 тыс. самолетов такого типа). В конце 1949 г. воронежские авиастроители приступили к серийному выпуску первого советского реактивного бомбардировщика ИЛ-28, а в мае 1954 г. – к изготовлению машины ТУ-16.
В конце 50-х годов на авиазаводе стали производить турбовинтовые пассажирские самолеты АН-10 и транспортные АН-12, а 31 декабря 1968 г. с аэродрома завода в небо поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144.[4]
Существенным элементом воронежского ВПК стало и КБХА. Уже в первый год войны, в 1941 г. было образовано КБ химавтоматики, в котором стали создаваться новые образцы топлива для двигателей боевых самолётов. После войны КБХА разместилось в Воронеже, где продолжало работы по разработке агрегатов непосредственного впрыска, топливной аппаратуры для авиационных поршневых двигателей, а также пусковых стартеров для новых турбореактивных и турбовинтовых двигателей.
В середине 50-х годов началась новая эра – прорыв в космос. И КБХА включилось в новое для себя направление – разработку жидкостных ракетных двигателей. Всего за годы существования КБХА было разработано более 30 видов ракетных двигателей, доведенных до серийного производства на нескольких машиностроительных заводах страны. Более половины ракет, стоящих на боевом дежурстве, оснащены двигателями КБХА.[5]
Большим событием в экономической жизни Воронежа стала газификация областного центра. 11 августа 1957 года было завершено строительство ответвления от газопровода «Ставрополь – Москва» к Воронежу. Отмечая эту дату, строители газопровода зажгли традиционную «газовую свечу» [10]. Окраинная улица Воронежа, к которой подошёл природный газ из Ставрополья, получила название Газовой. По ней, а также по улице 9 Января началась прокладка первых в Воронеже газовых труб. Для столицы Черноземья с тех пор началась эра газификации. Комфорт в домах и квартирах воронежцев перешёл на качественно иной уровень – теперь новостройки изначально оборудовались газовыми плитами и газовыми колонками, домохозяйки могли с меньшими усилиями и затратами энергии помыть посуду, постирать бельё, искупать детей. Поддерживать чистоту и гигиену в домах воронежцев стало гораздо легче. Керосинки и керогазы постепенно уходили в прошлое. В том же 1957 году, в Воронеже была образована специальная сервисная служба – Воронежгоргаз, занимавшаяся обслуживанием и установкой газовых приборов.
Успешно развивалась воронежская промышленность в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). За этот период объем инвестиций в промышленное производство области возрос на 81,5%, выпуск валовой продукции – на 46%. Прибыль промышленности увеличилась в 2,2 раза.
За восьмую пятилетку было осуществлено дальнейшее наращивание промышленного потенциала области. Проведены реконструкция и ввод новых производственных площадей на таких крупных заводах, как тяжёлых механических прессов, имени Дзержинского, механическом, шинном, горно-обогатительном, мостовых конструкций, имени Кирова, силикатном и др. Завершилось наращивание мощностей на ТЭЦ-1 (ВОГРЭС), введен в эксплуатацию второй блок Нововоронежской АЭС. Вступили в строй действующих первая очередь Воронежского завода электровакуумных приборов, Калачевский и Георгиу-Дежский (Лискинский) сахарные заводы, Воронежский гормолзавод, Бобровский хлебопекарный завод, Россошанский мясокомбинат и др.[6]
Воронежская область в послевоенные годы всё более приобретала характер индустриальной; в структуре произведённого валового регионального продукта доля промышленного производства последовательно увеличивалась и составила к началу 1970 г. 72,5 %. Столь серьёзные изменения в структуре экономики Воронежской области выразились даже в геральдической символике — 24 марта 1969 года очередная сессия Воронежского городского совета утвердила новый герб города Воронежа (см. изображение ниже).
В отличие от прежнего, на котором был изображён лежащий на золотом поле кувшин с вытекавшей из него рекой Воронеж, новый герб символизировал промышленную, научную и аграрную мощь региона. В центральную часть нового герба помещена не только шестерня как символ машиностроения, колосья как олицетворение сельского хозяйства, но и схематичное изображение транзистора — как свидетельство развития электроники и инновационной сферы.
В то же время воронежская промышленность претерпевала значительные качественные изменения, – на многих предприятиях Воронежа и области внедрялись наукоёмкие технологии (особенно в системе ВПК), научная организация труда, возрастала производительность труда (за 1966-1970 гг. – на 30%), улучшалась культура производства.
С середины 1950-х годов в Воронеже появляется собственное телевидение. Датой возникновения местного телевидения можно считать 1954 год, когда на перекрестке Московского проспекта и проспекта Труда появляется 50-метровая металлическая телебашня, с которой проводилась ретрансляция передач Центрального телевидения. Позднее, в конце 1958 года, на улице Карла Маркса возвели новый телецентр со 180-метровой телебашней (см. фото ниже). И уже с 1959 года в Воронеже появилась своя телевизионная индустрия и тележурналистика, в рамках которой производились новостные, социально-экономические, музыкальные, спортивные, культурно-развлекательные программы (подробнее см. Воронежской телевидение). С начала 1960-х годов спрос на телевизионные приёмники в Воронеже резко вырос. Востребованными стали и услуги телеателье (первое телеателье было открыто в Воронеже в 1955 году, когда в городе насчитывалось 1500 телевизоров). [11]
В конце 1960-х годов в Воронеже стал реализовываться такой крупнейший мегапроект как Воронежское водохранилище. Заполнение водоёма общей площадью в 70 кв. км началось 31 марта 1972 года.
Данный бизнес-проект реализовывался с несколькими целями – экономическими, сельскохозяйственными, экологическими, рекреационными, туристическими, спортивными. Предполагалось что одно из трёх крупнейших городских водохранилищ (наряду с Чебоксарским на Волге и Нижнекамским на Каме), принесёт Воронежу массу новых возможностей, которых не было у города ранее. В частности, будет решена проблема снабжения предприятий и населения водой, горожане получат больше возможностей для пляжного отдыха, рыбалки, занятий спортом, разрешится ситуация с комарами и иными насекомыми-переносчиками болезней. Как выяснилось впоследствии, не всё из задуманного воплотилось в жизнь. Постепенное загрязнение воды в водоёме, обветшание инфраструктуры, постоянное отсутствие денег на чистку водохранилища, на его зарыбление, иные природоохранные мероприятия, привело к негативным последствиям. Возможно, в будущем, когда финансирование всех необходимых работ будет восстановлено в полном объёме, водохранилище станет выполнять все свои первоначальные функции.
Но вернёмся в 1970-е. На фоне производственных достижений успехи в социальной сфере выглядели достаточно скромными: по-прежнему в Воронеже и области не удавалось решить жилищную проблему, ощущался острый дефицит детских садов и яслей, не хватало товаров народного потребления и отдельных видов продовольствия (особенно мяса и мясопродуктов). Уравниловка при начислении зарплаты и принижение значения управленческого и инженерного труда порождала иждивенчество, угнетала трудовую активность работников. В то же время наблюдалось известное снижение трудовой дисциплины и рост пьянства на работе и в быту.
Развитие воронежской экономики в 1970-1985 гг. проходило примерно в том же ключе, что и в годы восьмой пятилетки, – с одной стороны, осуществлялся ввод в эксплуатацию новых производственных фондов (на заводе СК им. Кирова, за счёт строительства Павловского гранитного карьера, завода строительных алюминиевых конструкций, Россошанского химического завода и проч.), освоение новых видов продукции, с другой – постепенно снижалась мотивация труда работников, развивались негативные процессы в социальной сфере (наблюдался рост численности неработающей молодежи, дефицит жилья и промышленных товаров. Например, такие товары как автомобили, ковры, мебель можно было приобрести только по предварительной записи, находясь в очереди много лет; в очереди на жильё воронежцы стояли по несколько десятилетий.), всё более разрастался сектор теневой экономики, расширялись «чёрные» рынки.
Конечно, нельзя сказать, что воронежские и центральные власти ничего не делали для решения социальных задач, – ещё со времён Н.С. Хрущева осуществлялась программа жилищного строительства (строившиеся малогабаритные квартиры в народе стали именовать «хрущёвками»); для решения продовольственной проблемы оказывалась помощь селу и проч. Однако удовлетворительно решить социальные проблемы не удавалось из-за быстрого роста населения Воронежа (см. диаграмму на рис.2.2), из-за динамичного оттока населения из сельской местности, из-за милитаризации экономики и общего снижения её эффективности.
Как видно из данных диаграммы, населения Воронежа росло весьма бурно – только за период с 1970 по 1985 гг. оно увеличилось почти на треть (на 196 тыс. чел. или на 29,7 процента). При этом естественный прирост собственно населения Воронежа за этот период составил только 14243 чел.[7], т.е. основной прирост (в 93 процента) обеспечивался за счёт мигрантов из села и других регионов страны.
Такая стремительная урбанизация Воронежа оказывала негативное влияние на экономику области одновременно по двум основным направлениям: во-первых, оказывался сильный прессинг на социальную сферу города, и, во-вторых, обескровливала село, создавая в аграрном секторе демографические и кадровые проблемы.
На экономике сельского хозяйства Воронежской области остановимся подробнее. Одновременно с возрождением промышленности Воронежской области в послевоенный период проходило и восстановление сельского хозяйства. В этой сфере экономики успехи были менее значительными, причём положение усугублялось сильной засухой 1946 г.
В результате военных действий огромный урон был нанесён животноводству и птицеводству, – в голодные военные годы значительная часть поголовья скота и птицы была забита, много домашних животных погибло из-за пожаров, бомбёжек и обстрелов.
Сильно пострадал и машинно-тракторный парк, – были повреждены или сознательно подорваны имевшиеся в хозяйствах тракторы, сеялки, веялки и другие механизмы и агрегаты. Многие дома колхозников и административные здания были разрушены или сожжены. Отдельные сельские поселения были превращены в пепелища.
В таких невероятно тяжёлых условиях, практически на голом месте, приходилось воронежцам возрождать сельское хозяйство области. Ситуация в воронежском аграрном комплексе к концу 1940-х годов была очень схожей с разрухой начала 1920-х. Таким образом, сельское хозяйство Воронежской области было как бы отброшено войной на тридцать лет назад. Сельским жителям вновь, как и в 20-е годы, в тяжелейших условиях нехватки жилья, пищи, техники, удобрений и многого другого пришлось работать по 12 и более часов, зачастую без праздников и выходных дней.
Казалось, обескровленная индустриализацией и войной воронежская деревня не выдержит таких гигантских испытаний, люди утратят веру в лучшую жизнь, морально сломаются. Однако радость окончания войны, желание мирного созидательного труда, вновь породила трудовой энтузиазм и трудовую активность. Возвратившиеся с полей сражений солдаты энергично включились в повседневную трудовую деятельность, восстанавливали свое жилье и приусадебное хозяйство, помогали соседям и семьям погибших селян.
В эти тяжёлые послевоенные годы государство весьма мало помогало сельским жителям денежными средствами, строительными материалами, техникой, семенами и скотом. В 1946-1953 гг. положение СССР на международной арене складывалось достаточно непросто, – после того, как в августе 1945 года США сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, СССР вынужден был в ускоренном режиме разрабатывать свое атомное оружие. В связи с этим обстоятельством, а также с началом «холодной войны» и гонки вооружений, СССР значительную часть произведенного продукта и финансовых ресурсов направлял на оборону; сельское хозяйство и промышленность, производившая товары народного потребления оставались многие годы хронически недофинансированными. Все это, разумеется, негативно сказывалось на жизненном уровне советских людей (и, в первую очередь, на благосостоянии сельских жителей), препятствовало развитию аграрного производства, росту животноводства и растениеводства. Селу срочно требовались инвестиции и государственная поддержка.
Такая помощь была оказана сельскому хозяйству с приходом к власти Н.С. Хрущёва. В сентябре 1953 г. он был избран первым секретарем ЦК, т.е. фактически стал преемником Сталина на посту руководителя партии и страны. Хрущёв стал действовать сразу по нескольким направлениям: во-первых, он освободил сотни тысяч людей, томившихся много лет в Гулаге (а это была значительная часть трудовых ресурсов страны); во-вторых, занялся проблемами села, и, в-третьих, стал инициатором оказания финансовой и материальной помощи сельскому хозяйству.
В сентябре 1953 г. состоялся Пленум ЦК партии, на котором обсуждалось положение в сельском хозяйстве, его нужды и проблемы[8], а также были выработаны меры по оказанию необходимой помощи селу. С целью развития агропромышленного комплекса сельскому хозяйству выделялись дополнительные финансовые средства, в колхозы направлялась новая техника, предпринимались меры по улучшению стимулирования труда колхозников. Закупочные цены на сельхозпродукцию были повышены в несколько раз.
В 1958 г. был принят «Закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», согласно которому сельскохозяйственная техника, прежде сосредоточенная на не подчиненных колхозам машинно-тракторных станциях, была продана колхозам. Это было первым шагом к тем нормам, которые были продекларированы еще в годы коллективизации, но никогда не соблюдались при Сталине.
Однако даже эти меры не смогли решить продовольственной проблемы. С ослаблением сталинских репрессий, когда колхозники попадали на скамью подсудимых за собранные колоски или опоздания на работу, производственная дисциплина во многих коллективных хозяйствах стала падать. Вместе с тем значительных размеров достигло пьянство (в том числе на рабочих местах), воровство урожая и колхозного имущества. Сельская молодежь потянулась в города на учёбу и заработки. Но получившие образование молодые люди возвращаться на село не торопились, так как жизнь в городе была более привлекательной в культурном и материальном плане. Таким образом, начиная с конца 50-х — начала 60-х годов в воронежских колхозах стал довольно остро ощущаться отток молодых кадров и общее старение сельского населения. Эти процессы привели в конечном счете к тому, что к 70-м годам колхозники перестали самостоятельно справляться с уборкой урожая и к сельскохозяйственным работам стали повсеместно привлекаться рабочие и служащие воронежских предприятий, а также школьники (в малых городах), учащиеся техникумов и студенты вузов.
Еще одной серьёзной проблемой сельского хозяйства Воронежской области стала проблема личных подворий и содержание домашнего скота. С одной стороны, власти должны были бы приветствовать количественный рост домашнего скота, находящегося в собственности сельчан, так как за счёт этого отчасти решалась проблема обеспечения городских и сельских жителей свининой, говядиной, мясом птицы, яйцами, молоком и молочной продукцией и проч. Однако на деле партийные и советские органы выступили против усиления личных подворий и роста поголовья скота и птицы в частной собственности. Произошло это по двум основным причинам:
- во-первых, расширение поголовья скота и птицы в личной собственности колхозников усиливало частный сектор экономики, что было идеологически чуждо и даже враждебно социалистическому строю;
- во-вторых, вместе с увеличением поголовья скота и птицы в личной собственности со всей остротой вставал вопрос с кормами для животных. Эта проблема была в 1960-1980-е гг. очень болезненной, так как имела социальное значение. Специфика вопроса здесь была следующая. Советская власть при Сталине, Хрущёве и Брежневе поддерживала на хлеб низкие цены, чтобы, чтобы каждый мог себе позволить купить в день 1-2 буханки хлеба. Воспользовавшись дешевизной хлеба, сельские жители стали подкармливать им домашний скот и птицу. В ответ на это торговые организации по указанию партийных органов ограничили доставку в сельские районы хлебобулочных изделий, а в городе на продажу хлеба были установлены лимиты, – продавать в одни руки не более 2 буханок черного хлеба и 1 батона белого.
Был и ещё один важный аспект в обеспечении кормами личных подворий селян, – чаще всего ввиду дороговизны комбикормов и отсутствия возможности самим заготовить сено и фуражное зерно, сельские жители крали необходимое прямо с колхозных полей или из бункеров комбайнов. Но мало того, на проблему воровства накладывалась и другая, не менее острая проблема – теневая сельская экономика, которая порождала определённое имущественное неравенство среди колхозников. Официальная борьба с этим явлением велась с переменным успехом, однако существенных результатов всё-таки не давала.
Большую помощь в поддержке сельского хозяйства оказало значительное повышение цен на нефть в начале 1970-х гг. Это обстоятельство дало советскому правительству существенную свободу манёвра при закупках пшеницы в США и Канаде. Из закупленной по импорту пшеницы (при средних закупочных ценах в 120 долл. за тонну) изготавливались хлебобулочные изделия, которые реализовались населению по 12-16 коп. за буханку. Фактически Советское государство оплачивало труд зарубежных фермеров при убыточном собственном аграрном производстве.
В начале 1980-х гг. в продуктовых магазинах Воронежа и области было невозможно купить мясо, колбасы, мясо птицы, некоторые крупы (овсяную, гречневую). С перебоями поступало сгущённое молоко, мясные консервы, рыбопродукты.
Подводя итог обзору развития сельского хозяйства Воронежской области за период 1946-1985 гг., следует отметить, что его основная задача по обеспечению жителей региона достаточным количеством продовольствия выполнена не была; производительность труда в аграрном производстве оставалась на низком уровне. Более того, негативные процессы в сельском хозяйстве Воронежской области постепенно нарастали, со временем все большее количество колхозов попадало в разряд убыточных, росли долги сельскохозяйственных предприятий. Улучшить положение в отрасли могли меры амбивалентного свойства: либо введения в сельское хозяйство рыночных механизмов и свободного ценообразования, либо усиления мер административного и репрессивного характера. По второму пути пошел Ю.В. Андропов, который в 1982 г. возглавил КПСС. Однако эти меры не дали ожидаемого результата; страна была уже другой. Люди с надеждой ждали позитивных перемен.
Воронеж разрушенный и восстановленный.
Архивная служба Воронежской области
* 15 млрд. руб. в деньгах того времени – колоссальная сумма. Она равнозначна примерно 14 годам непрерывной работы воронежской экономики в ее лучшие предвоенные годы. О размерах ущерба, причиненного промышленности Воронежской области, свидетельствуют следующие данные: к 1943 г. выпуск валовой продукции составил к довоенному 1940 г. по предприятиям союзных министерств только 6,8%, республиканских министерств – 19,5%, местной промышленности – 34,7%, по предприятиям промкооперации – 26,9%.
** И все же, несмотря на самоотверженную работу воронежцев и прикомандированных строительных бригад, масштаб разрушений и людских потерь был таков, что только на ликвидацию завалов, пожарищ, на обрушение разбитых зданий, вывоз и утилизацию мусора требовались годы. Для воронежской экономики, которая к началу войны только начала переходить к новому технологическому укладу, это был страшный удар. Даже многие годы и десятилетия спустя последствия войны будут сказываться на жизненном уровне жителей Воронежской области; львиная доля произведенного продукта будет направляться на накопление, а не на потребление. В послевоенные годы так и не исчезнет товарный дефицит и карточно-талонная система.
[1]Завод ГОО первоначально имел другое название. В 1949 году был создан машиностроительный завод «Машмет» с численностью работающих 149 человек. Его первой продукцией стало нестандартное оборудование для черной металлургии: вагонетки, перфораторы, электролафеты и др. И лишь несколько позднее, в 1950 году, осваивается выпуск обогатительного оборудования.
[2] В 1950 г. Воронежский шинный завод стал выпускать первую продукцию – три типоразмера шин.
[3] С пуском 30 сентября 1964 г. первого блока НВАЭС было положено начало ее эксплуатации.
[4] ВАСО 70 лет. – С.6-8.
[5] Прив. по: Научно-технический юбилейный сборник. КБ химавтоматики. – Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2001. – С.4.
[6] См.: Развитие промышленности Воронежской области… — С.22-23.
[7] Прив. по: Росс. стат. ежегодник. Стат. сб. – М., 1999. – С.70, 84.
[8] Отсутствие сколько-нибудь значительной помощи селу в первые послевоенные годы привело к тому, что урожайность зерновых опустилась до 8 центнеров с гектара; низкие закупочные цены, установленные государством иногда не покрывали даже издержек производства, что вело к утрате стимулов к труду. Хрущев распорядился выдавать колхозникам паспорта, получая которые они становились полноправными гражданами и могли при желании переселяться в города.
[9] См.: Четкина Н.В. О масштабах разрушений и о том, что осталось от города // Воронежский вестник архивиста. 2015. №13. С.215-216.
[10] Коммуна. 1957. 13 авг. См.: Начало газицикации Воронежа
[11] Коммуна. 1955. 9 сент.