Повсеместно распространенной формой недобросовестной конкуренции является группа методов, объединенных общим наименованием «ведение дел под чужим именем» («passing off»). Как следует из самого названия этой группы методов, наиболее существенным отличительным признаком в этом случае является ложная информация о самом производителе, о месте производства товара, либо полное или частичное отсутствие такого рода информации.
Что же побуждает отдельных производителей становиться на путь дезинформации потребителя, в чем состоит экономический интерес и какие достигаются цели при помощи методов данного направления? Действуют подобным образом недобросовестные производители по следующим причинам:
— во-первых, создание имиджа солидной компании требует значительных усилий; завоевать доверие потребителя можно лишь высоким качеством товара, престижностью его потребления, что достигается значительными расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), производство, рекламу, упаковку и т.д. Другими словами, процесс становления имиджа фирмы − длительный и дорогостоящий, что подтверждается значительными суммами, в которые оцениваются товарные знаки ведущих компаний. Так, по некоторым оценкам, товарный знак «Адидас» оценивается в 12 млрд. долл., а «Кока-Кола» − в 40 млрд. долл.
Когда «лицо» фирмы создано, производитель, как правило, может продавать свои товары или услуги по повышенным ценам, реализуя в виде ценовой надбавки результат многолетней кропотливой работы по созданию доброго имени фирме. Именно в этот период на авансцене появляются производители-пираты, которые используют фирменное наименование или знак известного производителя для маркировки своего, по большей части некачественного товара. В результате паразитическая фирма-пират извлекает незаслуженную прибыль, а известная компания, выпускающая оригинальную высококачественную продукцию, несет моральные и материальные издержки в связи с тем, что, с одной стороны, фирмы-пираты дискредитируют оригинальную продукцию в глазах потребителя; с другой — компания, изготавливающая оригинальную продукцию, теряет клиентов и снижает объемы продаж. Однако это обстоятельство фирму-пирата не интересует;
— во-вторых, компаниям-пиратам удобно использовать достижения известной фирмы, ее имидж и товарный знак не только путем прямого копирования фирменного наименования или использования стилистических форм, композиций или материалов и рецептур, но и косвенным путем, основываясь на путанице или смешении понятий. Достигается это следующим образом: потребитель, в силу психологических особенностей восприятия образов, не всегда совершенно точно помнит товарный знак известной компании и при идентификации часто допускает ошибки. Например, фирменное наименование японской радиоэлектронной корпорации «Panasonic». Недобросовестные производители ставят на свою продукцию фирменный логотип «Panasonix», что приводит к путанице и смешению фирм. Однако именно это и необходимо недобросовестной фирме. В итоге потребитель вместо оригинальной высококачественной продукции известной компании покупает продукцию фирмы-пирата.
Нередки случаи умышленного смешения с известной американской корпорацией «Reebok», производящей спортивную одежду, обувь и инвентарь. Применяемые при этом сходные названия − «Reabok» или «Reebak» дезориентируют потребителя. Часто можно наблюдать и другие смешения: в области косметики и парфюмерии − духи «Chanel » (оригинал) − «Chanelie» (имитация), и, соответственно, «Drakkar noir» − «Drakkar nor»; крем по уходу за кожей «Palmolive» – «Polmalve»; калькуляторы «Sharp» и «Shark».[i] Смешения используются даяе для обозначения страны-изготовителя − например, «Japan» и «Jaipan».
— в-третьих, применяя тактику «ведения дел под чужим именем» фирмы-пираты снимают с себя всякую ответственность по гарантийным обязательствам (причем зачастую товар фирм-пиратов не только низкого качества, но и просто опасен для здоровья потребителя).
На рис.12 представлен товарный знак, стилизованный под торговую марку «Adidas», который вводит потребителя в заблуждение.
Широкую огласку получило дело «Сигареты Балтика», суть которого заключалась в следующем. В Подмосковье нашелся производитель сигарет, который решил воспользоваться хорошей репутацией брэнда питерской пивоваренной компании «Балтика», чтобы выпустить на рынок свою продукцию. Сигареты «Балтика» № 3 и № 9, пачки которых практически полностью имитировали фирменную стилистику пивоваренной компании, появились на прилавках одновременно
Недобросовестный производитель воспользовался тем, что товарный знак «Балтика» не был зарегистрирован в патентных органах по 34 классу, в который входят в том числе и сигареты. Но пират не ведал, что все фирменные знаки пивоваренной компании «Балтика» были защищены: и герб, и 3 волны, и написание слова «Балтика» − во всех возможных сочетаниях, включая цветовую гамму фона − по очень широкому перечню классификатора Роспатента (включая «сигареты»). Единственное отличие дизайна «картинок» было в гербе: на сигаретах красовались листья табака, а не хмеля (см. рис.13).
Когда дело было передано в арбитражный суд, судье пришлось обращаться в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), чтобы специалисты сверили гербы и подтвердили их «однородность до степени смешения». Специалисты подтвердили. Пиратство было пресечено и наказано.
Разновидностью данного метода является модификация «по nаmе». В этом случае фирма хотя и не использует символику или реквизиты другой компании, но и не ставит на свои изделия собственные реквизиты, содержащие сведения о месте изготовления товара, его ингредиентах, сроках хранения, способах применения, обслуживания и т.д. Таким образом, рекламации или претензии к качеству товара предъявить изготовителю не представляется возможным, что очень удобно для недобросовестных производителей.
Важнейшим фактором, делающим возможным проведение в жизнь метода «ведения дел под чужим именем» является то, что, как правило, имитацию не всегда просто отличить от оригинальной продукции, иногда даже с помощью экспертов. Проиллюстрируем сказанное рядом примеров из международной и российской практики.
Широкую известность и популярность завоевала себе продукция фирмы итальянского кутюрье Джанни Версаче (торговый знак − медуза), которая имеет почти на всех континентах сеть своих представительств и магазинов (см. рис.14)
В торговой сети Версаче продается свыше двухсот видов изделий − одежда и аксессуары, − высоко ценящиеся как товары престижного потребления для клиентов из списков VIP (особо важных персон). Соответственно, и цены на продукцию «Версаче» очень высоки. Это обстоятельство и привлекло внимание фирм-пиратов, которые стали выходить на мировой рынок под маркой Версаче. Так, по некоторым оценкам,[ii] к концу 1995 года фирма «Версаче» выпустила продукции на 1 млрд. долл. США, а объем только изъятых полицией фальшивок составил примерно такую же сумму. В восточном районе Рима в ноябре 1995 года полицейские финансовой гвардии конфисковали продукции «параллельной индустрии» на 20 млрд. лир, обнаружили три фабрики в областях Марке, Тоскана и Ломбардия, специализирующихся на производстве имитаций с маркой Версаче. В поле зрения следствия попали три известные фирмы, одна из которых производила джинсы; семь товарных складов и двадцать коммерческих посредников. Помимо готовой продукции − костюмов, платьев, пальто, аксессуаров, − конфисковано тридцать станков, на которых абсолютно точно копировались эмблемы этого модного торгового дома.
Санто Версаче, генеральный директор компании «Джанни Версаче СПА» вынужден был признать, что подделки исполнены безукоризненно. Отличить копию от оригинала очень трудно. Особенно точно воспроизводились джинсы и металлические аксессуары. Несколько легче было распознать изделия из кожи, так как фирмы-фальсификаторы использовали менее качественное сырье.
По сведениям «зеленых беретов» из финансовой гвардии, продукция «лже-Версаче» реализовалась и в Италии, и за рубежом, особенно в тех странах, где ввозимые товары не подвергались строгой проверке. Естественно, что имитации продавались по цене фирменной продукции.
Другой пример возьмем из области производства пищевых продуктов, в частности, производства алкогольных напитков. Так, известная шведская фирма «Вин энд сприт» освоила и стала поставлять на рынок России и других стран высококачественную водку «Абсолют», имеющую специальные добавки из трав и натуральных веществ. Новая водка охотно раскупалась потребителями, несмотря на довольно высокую цену. Однако через год-полтора объем экспортных продан шведской фирмы заметно сократился, практически упав до нуля. Обеспокоенные производители провели анализ рынка, в результате чего выяснилось, что на продовольственных рынках России и других стран водка «Абсолют» имеется и по-прежнему пользуется спросом. Однако при лабораторном исследовании выяснилось, что это подделка, которая не имеет тех свойств, что оригинальная водка.
Расследование показало, что поддельная водка «Абсолют» изготавливалась на окраине Будапешта в Венгрии, на бывшем государственном ликероводочном заводе. Бутылки специальной формы и этикетки к ним также изготавливались в Венгрии. Всего же полиция обнаружила на заводе 600 тыс. бутылок поддельной водки, готовой к отправке и еще 770 тыс. новых бутылок для нее. В общей сложности в 1995 году будапештские пираты изготовили и поставили на рынок 2,4 млн. литров поддельной водки.[iii]
Проблема подделки алкогольных напитков особенно остра и актуальна для нынешней переходной экономики России, где масштабы имитаций огромны и составляют не менее половины товарооборота рынка ликероводочной продукции. Ущерб от фальсифицированных спиртных напитков не только в денежном выражении, но и в людских потерях поражают воображение. Так, если в 1990 году от случайных отравлений алкоголем умерло 16100 человек, то к 1995 году эта цифра выросла почти на 300% и составила 43500 человек.[iv] Как видно из этих данных, недобросовестная конкуренция в сфере незаконного оборота алкоголя выходит далеко за рамки только лишь экономического явления и представляет угрозу всей нации.
Некоторые недобросовестные иностранные производители поставляют в Россию алкогольные напитки с указанием на этикетке ложных сведений о содержимом бутылки, месте изготовления напитка, о самом производителе. Так, шампанское «Yves Roche», поставляемое на российский рынок, обладало целым набором соответствующих атрибутов: во-первых, название напитка вносило путаницу и дезориентировало покупателя вследствие возможного отождествления данной продукции с именем известной фирмы − производителя косметической продукции «Yves Roche». Официальный представитель «Yves Roche» Ф.Гримберг через СМИ опровергла причастность своей фирмы к шампанскому с аналогичным названием;[v]
— во-вторых, экспертиза установила, что данное вино не является игристым, а представляет собой водно-спиртовую смесь с добавлением ароматизирующих веществ;
— в-третьих, на этикетке бутылки указывалось, что вино изготовлено во Франции (то же самое подтверждает и штриховой код). На самом деле вино изготавливалось на германском заводе первичного виноделия в городе Трир; производитель − фирма «Санкт Леонард Вайнколларай ГмбХ и К0«.[vi]
Проблема подделки алкогольной продукции имеет для нашей страны, особую важность, так как связана не только о недобросовестной конкуренцией, но также и с защитой прав потребителя в связи с тем, что фальсифицированные спиртные напитки являются источником повышенной опасности для жизни и здоровья. Проиллюстрируем сказанное заключением экспертов, которые проанализировали качество некоторых алкогольных напитков, приобретенных в розничной торговле Москвы в 1994 году.[vii] Были исследованы жидкости с этикетками на бутылках: вино «Киндзмараули», молдавский коньяк «Белый аист», грузинский коньяк «Четыре звездочки», бренди «Солнечный берег». Комиссия в составе 12 опытных дегустаторов сделала следующее заключение:
- вино «Киндзмараули» − мутное, с осадком грязно-коричневого цвета, сильный «мышиный» тон во вкусе и запахе, что указывает на «больное» вино, непригодное к употреблению;
- коньяк «Белый аист» − слегка мутноватая спиртсодержащая жидкость, в которой отсутствует вкус и аромат коньяка и тона выдержки. Коньяком данный продукт не является и представляет собой раствор спирта крепостью 41,7 градуса, подкрашенный жженым сахаром.
Аналогичными свойствами обладают и бренди «Солнечный берег» и коньяк «Четыре звездочки». Напитки изготовлены из подкрашенного спирта-сырца. Более того, грузинский коньяк «Четыре звездочки» уже несколько лет как вообще снят с производства. Фальсификаторы, пo-видимому, просто воспользовались старыми запасами коньячных этикеток.
Фальсификация спиртных напитков для российской экономики, к сожалению, не единственная проблема из подвида ведения дел под чужим именем. Сходные проблемы возникают и на рынках других товаров. Так, в торговой сети Краснодара, Твери, Уфы и ряда других городов появился фальсифицированный индийский чай, который стоил на треть дешевле настоящей продукции. Потребители, купившие поддельный чай, были обмануты дважды: во-первых, чая в упаковке было на 25-50 граммов меньше положенного, во-вторых, содержимое представляло собой вовсе не индийский чай 1-го сорта (как указывалось на упаковке), а грузинский 3-го сорта.[viii]
Еще одно направление для отечественных имитаторов − парфюмерно-косметическая продукция. В последние годы ассортимент подобной продукции в магазинах существенно расширился за счет иностранных фирм, тем не менее, многие потребители предпочитают косметику российского производства, считая ее более качественной и доступной по цене. Однако магазины не всегда могут предложить покупателям оригинальную продукцию в связи с тем, что если раньше магазины напрямую работали с производителем, то теперь, прежде чем попасть на прилавок, товар проходит через двух или трех посредников. Последний из них покупает вместе с изделием и сертификат качества, даже не зная, оригинал это или подделка. Пользуясь этим обстоятельством, подпольные фальсификаторы подделывают свою продукцию под фирменную. Так, Госторгинспекция отобрала два вида кремов − «Ольга» и «Мадонна» в ТОО «Мини-интернейшнл» на экспертизу. Было установлено, что качество кремов не соответствует ГОСТу: масса вздулась, обнаружилось наличие плесени, произошло расслоение содержимого банки. Кроме того, в акте экспертизы было отмечено, что фальсифицированный крем «Ольга» содержит недопустимое количество микроорганизмов.[ix]
Метод ведения дел под чужим именем достаточно характерен для применения пиратами во всем мире. Однако в развивающихся странах он применяется в массовом порядке и это характерно и для переходной экономики России. Можно констатировать, что, несмотря на остроту данной проблемы на отечественном рынке, ее решение пока откладывается на неопределенное время.
[i] Картинки с выставки // Спрос. – 1995. — №6. – С.7.
[ii] Ильинский М. Покупая что-нибудь от Версаче…//Известия. -1995. — 23 дек.
[iii] Известия. — 1995. — 26 июля.
[iv] Приводятся официальные данные Госкомстата РФ.
[v] Производитель косметической продукции Ив Роше не имеет отношения к алкогольным напиткам Yves Roche //Известия.-1995.-18 окт.
[vi] Брызги шампанского // Спрос. — 1995. — № 6. — С.5.
[vii] Прив. по: Толстов В. Винные магазины торгуют отравой //Известия. – 1994. – 23 февр.
[viii] В широкую продажу поступил фальшивый индийский чай «со слоном» //Известия. — 1995. — 19 апр.
[ix] Кремы-подделки //Спрос. — 1995. — № 1. — С.8.