Правовые основы создания коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций

Физкультурно-спортивные организации

Физкультурно-спортивные организации

В нашей стране и за рубежом действуют десятки тысяч спортивных организаций и учреждений самой разной направленности и специализации, – среди них добровольные спортивные общества, детско-юношеские спортивные школы, спортивные клубы, профессиональные лиги, фитнес-клубы, федерации и спортивные сооружения. Все они представляют различные виды спорта и отрасли физической культуры, имеют различные формы собственности, действуют как коммерческие или некоммерческие структуры. Однако все эти разные физкультурно-спортивные предприятия объединяет одно – они надлежащим образом юридически оформлены и зарегистрированы. Иными словами, они приобрели статус юридического лица.

Для чего необходимо учреждению или предприятию становиться юридическим лицом и можно ли обойтись без этого? Для ответа на этот вопрос нам потребуется взглянуть на проблему правового оформления организации с разных сторон.

Во-первых, процедура правового оформления необходима самой организации в том плане, что без статуса юридического лица данная структура как бы отсутствует в правовом поле отдельной страны или на международной арене: у нее нет никаких прав – права собственности, права выступать истцом и ответчиком в суде, нет собственного расчетного счета, печати, нет юридического адреса – то есть с ней нельзя вести дела. Подобно человеку без паспорта, который не может оформить имущественные права, официально вступить в брак или в права наследства, незарегистрированная организация не может на легитимной основе взаимодействовать с прочими субъектами правовых отношений. Не оформленной в надлежащем порядке организации остается одно – работать вне рамок закона, осуществляя свою деятельность нелегально, подпадая под юрисдикцию соответствующих норм национального законодательства. Такой порядок действует в мировой практике повсеместно. В России  данное положение регламентируется соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ (в частности, ст.171 Незаконное предпринимательство). Указанная статья гласит, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение обязательно, наказывается денежным штрафом от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы на срок до трех лет. Таким образом государство борется с фактическим переходом предприятий и организаций в теневой сектор экономики и уклонением от уплаты налогов.

Во-вторых, приобретение статуса юридического лица организацией необходимо государству. Государство в процессе закрепления определенного правового статуса организации устанавливает необходимые формы контроля как в части обязательных платежей и отчетности (налогового, статистического, военного учета, платежей во внебюджетные фонды и т.д.), так и в части организационно-правовой конструкции организации (уставными документами, структура управления и принятия решений и проч.).

Таким образом, любое предприятие, спортивная организация или учреждение должно приобрести статус юридического лица для того, чтобы начать свою работу. Если же существующее де-факто предприятие уклоняется от установленных государством необходимых правовых процедур, то это влечет за собой для организаторов такой структуры административную или уголовную ответственность (помимо незаконного предпринимательства и  уклонения от уплаты налогов, — за нарушение норм честной конкуренции и прав потребителей, за незаконное использование товарного знака, за злоупотребление доверием и проч.).

Для того чтобы получить официальный юридический статус, физкультурно-спортивной организации следует зарегистрироваться в установленном законом порядке в специальном государственном органе – регистрационной палате.

Гражданский кодекс Российской Федерации в части I в главе 4 «Юридические лица» подробно регламентирует все нюансы образования и функционирования юридических лиц. В частности, ст.48 ГК дает следующую трактовку юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Различают два основных типа предприятий:

  • коммерческие предприятия, которые создаются с целью получения прибыли;
  • некоммерческие предприятия, которые создаются в иных целях – например, с целью развития и популяризации отдельных видов спорта, распространения идей здорового образа жизни, с целью поддержки ветеранов спорта и проч.

Гражданский кодекс РФ соответствующим образом регламентирует процесс создания коммерческих и некоммерческих предприятий, а также устанавливает для них организационно-правовые формы. В частности, ст.50 ГК гласит: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Если одно или несколько юридических или физических лиц решили создать коммерческое предприятие физкультурно-спортивной направленности, то они выбирают наиболее удобную для себя организационно-правовую форму из перечня, установленного Гражданским кодексом, то есть это может быть хозяйственное товарищество (полное или коммандитное), хозяйственное общество (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, закрытое либо открытое акционерное общество), производственный кооператив или унитарное предприятие.

Когда учредители будущего предприятия избрали наиболее приемлемую для себя организационно-правовую форму, они могут приступить к процедуре правового оформления предприятия.

Для того чтобы начать действовать в данном направлении, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с положениями следующих нормативных актов:

  • Главы 4 части первой Гражданского кодекса РФ;
  • Федерального закона № 52-ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ»;
  • Федеральных законов «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях»;
  • Постановления главы областной (краевой) администрации в части регистрации предприятий;
  • Инструкции о порядке учета налогоплательщиков.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Обычно такую регистрацию осуществляет городская регистрационная палата. Именно в этот орган необходимо подать учредительные документы создаваемого юридического лица. Учредительными документами в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица могут быть: устав и учредительный договор либо только устав или только учредительный договор. В качестве примера рассмотрим учредительный договор Ассоциации «Профессиональная футбольная лига».

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР АССОЦИАЦИИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ЛИГА»

         Нелюбительские футбольные клубы России, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству, придавая важное значение развитию и популяризации российского футбола, организации и проведению всероссийских футбольных соревнований, координации спортивной, финансово-экономической и иной деятельности указанных клубов, признавая принципы и требования Международной Федерации футбола (ФИФА), Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и Российского футбольного союза (РФС), а также действующего законодательства РФ, добровольно договорились о следующем:

         Статья 1.

1.1. Создать Ассоциацию «Профессиональная футбольная лига» в результате реорганизации путем преобразования Акционерного общества закрытого типа «Профессиональная футбольная лига» в указанную Ассоциацию.

         1.2. Ассоциация «Профессиональная футбольная лига» является самостоятельной российской некоммерческой организацией, учрежденной в соответствии с частью 1 ГК РФ и законодательством о некоммерческих организациях.

         1.3. Ассоциация «Профессиональная футбольная лига» (далее по тексту именуется «Лига») объединяет нелюбительские футбольные клубы России.

         1.4. Официальное наименование Лиги:

          а) на русском языке – Ассоциация «Профессиональная футбольная лига»;

          б) на английском языке – «Professional Football League» Association.

Статья 2.

2.1. Основными целями и задачами создания и деятельности Лиги являются координация спортивной, финансово-экономической и иной деятельности нелюбительских футбольных клубов России, организация и проведение всероссийских футбольных клубных соревнований между ними, развитие и популяризация футбола, совершенствование организационных основ российского нелюбительского клубного футбола, развитие и укрепление международных спортивных связей, а также представление и защита общих имущественных интересов нелюбительских футбольных клубов России. Лига не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли.

2.2. Предмет деятельности Лиги:

– организация и проведение всероссийских соревнований по футболу среди нелюбительских футбольных клубов;

– подготовка футболистов в сборные команды России;

– определение обязательных критериев (требований и условий) для футболистов-нелюбителей, нелюбительских футбольных клубов, тренеров и руководителей указанных клубов;

– решение вопросов, связанных с внутрироссийским трансфером футболистов-нелюбителей;

– организация в установленном порядке футбольно-спортивных лотерей и иных мероприятий подобного рода, непосредственно связанных с футбольными соревнованиями, проводимых под эгидой Лиги;

– определение и организация изготовления памятной, официальной, наградной и иной атрибутики с символикой Лиги;

– проведение консультационных, информационных, рекламных и иных услуг, маркетинг, представительство интересов;

– осуществление предусмотренных действующим законодательством РФ сделок с движимым и недвижимым имуществом для выполнения своих уставных целей и задач;

– осуществление внешнеэкономической деятельности;

– осуществление издательской деятельности;

– иная, не запрещенная законодательством РФ деятельность.

         2.3. Лига является юридическим лицом по законодательству РФ.

         2.4. Лига является внутренней в структуре российского футбола организацией, подчиненной Российскому футбольному союзу, что означает следующее: Лига признает, что в соответствии с решениями ФИФА исключительно Российский футбольный союз является единственной организацией в России, уполномоченной осуществлять в полном объеме руководство футболом на всей территории России.

         Лига обязана подчиняться решениям РФС по вопросам, относящимся к сфере управления российским футболом. Полномочия, которыми наделяется Лига по вопросам управления футболом в России, а также описание ее прав и обязанностей, относящихся к этим вопросам, устанавливаются РФС на основании действующих документов ФИФА и УЕФА.

         2.5. Имущество Лиги не может быть использовано для распределения между ее членами (участниками, учредителями).

         2.6. Члены (участники) Лиги несут субсидиарную ответственность по обязательствам Лиги в размере своего ежегодного членского взноса.

         Статья 3.

         3.1. Учредителями Лиги являются нелюбительские футбольные клубы, являющиеся юридическими лицами на основании законодательства РФ. Наименование и другие данные на учредителей (участников, членов) указываются в специальном реестре, который ведется в Лиге.

         3.2. Учредители Лиги не имеют каких-либо преимущественных прав перед ее членами и несут такие же обязанности.

         3.3. В Лиге устанавливается одинаковый статус учредителей и членов (участников) – учредители Лиги являются ее членами.

         3.4. Высшим органом управления Лиги является Общее собрание (Конференция). Совет Лиги является постоянно действующим коллегиальным органом управления Лиги в период между Общими собраниями. Совет Лиги вправе принимать решения по всем вопросам деятельности Лиги, за исключением тех вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции Общего собрания и Президента.

         Президент является высшим должностным лицом Лиги.

         В целях реализации решений Общего собрания, Совета Лиги и Президента для оперативного текущего управления Лигой образуется Администрация во главе с генеральным директором.

         В Лиге могут создаваться и действовать на основании положений комитеты и комиссии.

         Состав, порядок избрания и назначения, а также полномочия органов Лиги и должностных лиц определяются Уставом Лиги.

         3.5. Порядок приема, выхода и исключения из состава Лиги устанавливается Уставом Лиги.

         Статья 4.

         4.1. Учредители (члены, участники) Лиги принимают на себя взаимные обязательства по соблюдению конфиденциального характера информации и «ноу-хау», полученных в рамках деятельности Лиги в финансовой, технологической и иных областях, а также обязуются принимать все необходимые меры, чтобы избежать даже частичного нарушения этой конфиденциальности.

         Учредители (члены, участники) Лиги несут ответственность за последствия, вызванные нарушением обязательств по соблюдению конфиденциальности, независимо от того, было совершено это преднамеренно или случайно. Лига имеет право публично назвать конкретных нарушителей через СМИ, исключить их из Лиги, а также предъявить требование о взыскании убытков.

         4.2. По разрешению Совета Лиги раскрытие конфиденциальной информации третьим лицам возможно в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, и только в том объеме, который необходим для реализации целей и задач Лиги, а также при условии принятия ими на себя обязательства не разглашать полученные сведения.

         4.3. Положения настоящей статьи не распространяются на законные требования соответствующих государственных органов.

         Статья 5.

         5.1. Учредители (члены, участники) Лиги, а также их должностные лица и должностные лица Лиги должны принимать все необходимые меры, способствующие урегулированию возникающих между ними конфликтных ситуаций или споров, руководствуясь положениями настоящего учредительного договора, Устава, а также уставов и регламентирующих документов ФИФА, УЕФА, РФС и Лиги.

         Статья 6.

         6.1. Основные требования, порядок проведения всероссийских нелюбительских соревнований по футболу и другие положения, связанные с проведением указанных соревнований, устанавливаются в Регламенте российских соревнований по футболу среди нелюбительских команд. Учредители (члены, участники) Лиги обязаны строго соблюдать положения вышеуказанного Регламента.

         Статья 7.

         7.1. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим договором, заинтересованные лица руководствуются Уставом Лиги, действующим законодательством РФ, а также требованиями и регламентирующими документами ФИФА, УЕФА, РФС и Лиги.

         7.2. Недействительность отдельных положений настоящего договора не влечет его недействительность в целом.

         7.3. Настоящий договор вступает в силу с момента государственной регистрации Лиги.

Учредительные документы могут составляться самими организаторами спортивной организации или предприятия; при этом должны быть соблюдены требования, предъявляемые к ним гражданским законодательством. Возможен также вариант обращения в специализированные юридические фирмы, где учредительные документы за соответствующую оплату квалифицированно подготовят специалисты.

В регистрационную палату представляется следующий пакет документов:

  • заявление учредителей о регистрации спортивной организации (предприятия);
  • учредительные документы;
  • платежные документы, подтверждающие оплату:

а) не менее 50% уставного капитала предприятия;

б) пошлины за регистрацию предприятия (она взимается в размере 10 минимальных оплат труда.

Указанные суммы зачисляются на счет администрации города.

В соответствии с действующим законодательством регистрация должна быть произведена в трехдневный срок. Однако свидетельство о регистрации выдается не сразу, а лишь после выполнения еще ряда процедур. В частности, в регистрационной палате вместе с экземпляром учредительных документов со штампом о регистрации предприятия лицам, создающим организацию, выдается учетный лист с перечнем инстанций, в которых предприятие должно получить отметки о постановке его на учет. Данный перечень инстанций включает в себя:

  • областное (краевое) управление статистики;
  • налоговую инспекцию;
  • банк;
  • пенсионный фонд;
  • фонд обязательного медицинского страхования;
  • центр занятости;
  • фонд социального страхования;
  • отдел местных налогов финансового отдела;
  • военкомат.

В настоящее время в России начинает действовать правило «одного окна», согласно которому государственные органы должны согласовывать все необходимые правовые процедуры внутри себя, не перекладывая предусмотренные законом согласования на плечи создателей спортивной организации. Пока не во всех регионах правило «одного окна» действует в полном объеме и пока еще учредителям спортивных организаций приходится по-прежнему, часть работы по внутриведомственному согласованию брать на себя.

После того, как все необходимые процедуры выполнены, предприятие получает возможность приступить к той деятельности, которая записана в его уставных документах.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.